• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Поддержка талантливой молодежи: опыт России и зарубежных государств

Образовательная политика. 2016. № 4 (74). С. 1-14.
Княгинина Н. В., Янбарисова Д. М.

В статье исследованы современные проблемы выявления и поддержки талантливой молодежи в России и зарубежных государствах. Выявлены и проанализированы основные способы выявления одаренных обучающихся, распространенные в зарубежной и российской практике: на основе конкурсных мероприятиях, на основании образовательных результатов, посредством специального тестирования и на основе мнения педагогов о результатах обучения детей. Авторы отмечают, что ни один из критериев не является универсальным, поскольку невозможно формализовать талант обучающихся, выявить учеников с нестандартным мышлением и уникальными компетенциями, тем не менее, лишенных навыков прохождения форм контроля в образовательном процессе. В целях достижения большей эффективности при выявлении талантливой молодежи следует руководствоваться всеми способами комплексно, не отдавая предпочтение какому-либо одному из них. В статье проанализированы основные инструменты поддержки талантливых обучающихся: стипендии и гранты, преференции при поступлении в университет, спецшколы для одаренных детей и школы при вузах, спецклассы, внеклассная работа и летние школы, специальные центры для одаренных детей. Особое внимание уделено вопросам введения в образовательных организациях специальных образовательных программ и методик работы с одаренными детьми и работе с родителями и педагогическими работниками. Россия как часть мирового образовательного пространства, реализуя собственные программы поддержки талантливой молодежи, заимствует наиболее успешные зарубежные практики. Представлен ретроспективный анализ мер, предпринятых Правительством Российской Федерации с 1999 года до настоящего времени, направленных на выявление и поддержку одаренных обучающихся. Авторы приходят к выводу, что в настоящее время законодательство, регламентирующее работу в данном направлении, достаточно противоречиво, нередко отсутствуют механизмы реализации положений программных документов.