• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 30 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Болотов В. А. Образовательная политика. 2019. № 1-2. С. 64-66.

За последние годы десятки вузов и сотни программ подготовки бакалавров и магистров лишились аккредитации. Что же стало причиной? Резко ухудшилось качество образования или ужесточились требования? Осуществлен переход в «бумажное управление», когда предлагается лишить аккредитации из-за несущественных ошибок в делопроизводстве и формальном несоответствии стандартам? Или виновато «ручное управление», когда эксперты безосновательно высказывают суждения об освоении/не освоении студентами образовательных стандартов?

 

Добавлено: 11 июля 2019
Статья
Деркачев П. В., Зиновьев А. К. Образовательная политика. 2016. № 3. С. 85-96.

Целью исследования стало сравнение условий труда, размера заработной платы и результатов труда педагогических работников образовательных организаций, которые перешли на эффективный контракт, по сравнению с педагогическими работниками организаций, которые не перешли на эффективный контракт. Объектом исследования выступали педагогические работники 83 образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО), подведомственные Министерству образования Московской области. Для получения информации непосредственно от педагогических работников был использован метод социологического опроса. С помощью анкеты, включающей 31 вопрос, были опрошены 253 педагогических работника; из них 105 респондентов вошли в экспериментальную группу и 148 – в контрольную. Результаты исследования показывают, что у педагогов, которые работают в организациях, перешедших на эффективный контракт, субъективная оценка собственного материального положения, ожидание будущих доходов, дове- рие к системе оплаты труда, оценка престижности учительской профессии выше, чем в организациях, не перешедших на эффективный контракт. Единственным параметром, который нельзя трактовать как однозначно позитивный результат, является повышение частоты оценки деятельности педагогов в организациях, внедривших эффективный контракт. Удалось также установить наличие умеренной связи между индивидуальным характером трудового договора и доверием педагогов к системе оплаты труда. Кроме того, была обнаружена умеренная связь между информированностью и доверием педагогов к системе оплаты труда. Таким образом, можно рекомендовать внедрение эффективного контракта во всех организациях СПО Московской области, так как он положительно влияет на нематериальную мотивацию и материальное положение педагогических работников. Проведение дополнительных мероприятий по повышению информированности педагогов об эффективном контракте может привести к повышению доверия к нему.

Добавлено: 17 февраля 2017
Статья
Абанкина И. В. Образовательная политика. 2015. Т. 3. № 69. С. 29-36.
Рассматриваются вопросы введения федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольном образовании (ФГОС ДО) на основе анализа данных социологического опроса руководителей и педагогов государственных (муниципальных) и частных детских садов. Результаты показывают высокую степень осведомленности педагогов о содержании новых стандартов, активное участие в программах повышения квалификации для освоения новых принципов работы, ожидания повышения качества дошкольного образования при переходе на ФГОС ДО. Особое внимание уделено анализу рисков при введении ФГОС ДО и возможностям их нивелирования за счет внесения изменений в нормирование педагогического труда в дошкольных организациях.
Добавлено: 21 января 2016
Статья
Абанкина И. В. Образовательная политика. 2015. № 1 (67). С. 26-36.

В основе статьи лежат данные обследования педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций, а также родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Обследование было проведено в 2007, 2011 и 2013 гг. в рамках Мониторинга экономики образования Высшей школой экономики совместно с Аналитическим центром Юрия Левады при поддержке Минобрнауки России.

Добавлено: 7 сентября 2015
Статья
Янкевич С. В., Княгинина Н. В., Воробьёв В. В. Образовательная политика. 2019. № 1-2 (77-78). С. 76-86.

Длительное время в профессиональном сообществе и общественном пространстве обсуждается эффективность государственной аккредитации образовательных программ профессионального образования. С каждым годом растет число документарных проверок, наблюдается снижение качества подготовки экспертов Рособрнадзора, а сама процедура сведена к технической проверке соответствия образовательных программ федеральным государственным образовательным стандартам. Гипотеза нашего исследования состоит в том, что проверка качества образования посредством существующих процедур государственной аккредитации образовательных программ профессионального образования носит преимущественно формальный и документальный характер. В целях проверки гипотезы авторы провели интервью и опрос участников образовательных отношений, а также проанализировали судебную практику по спорам университетов с Рособрнадзором по вопросам прекращения действия государственной аккредитации. В результате анализа интервью и интерпретации судебных позиций авторы приходят к выводу, что существующая в настоящее время в России модель государственной аккредитации не направлена на проверку качества подготовки студентов в университетах, а носит документарный и формальный характер. Качество подготовки обучающихся определяется исключительно в форме оценки соответствия основных профессиональных образовательных программ федеральным государственным образовательным стандартам, при этом специальные инструменты практически не используются.

Добавлено: 1 июля 2019
Статья
Болотов В. А., Лавренюк Е. Н., Никитин И. В. Образовательная политика. 2015. № 1 (67). С. 112-116.

Рассматриваются проблемы, лежащие перед существующей системой профессионального развития педагогического корпуса. Авторы выделяют группы актуальных задач в области повышении профессионального уровня педагогических работников. Выводятся рекомендации в отношении развития системы повышения квалификации педагогов. 

 

Добавлено: 10 сентября 2015
Статья
Абанкина И. В. Образовательная политика. 2015. Т. 4. № 70. С. 112-125.
Рассматриваются вопросы обеспечения доступности качественного образования, что позволяет создать благоприятные условия для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и групп на¬селения. В статье представлены оценки расходов семей на дошкольное образование, услуги по присмотру и уходу, полученные на основе данных мониторинга экономики образования, проведенного в 2015 г. НИУ Высшая школа эко¬номики совместно с Аналитическим центром Юрия Левады. Основное внимание уделено сопоставлению родитель¬ской платы в государственных (муниципальных) и частных детских садах. Глубокая дифференциация расходов се¬мей порождает неравенство доступа к дошкольному образованию, услугам по присмотру и уходу, особенно на этапе раннего развития. Семьи сегодня признают значимость дошкольного образования как первого уровня образования и разделяют ответственность за воспитание и обучение детей с дошкольными образовательными организациями. Это отражает рост доверия к дошкольным учреждениям, их профессионализму и качеству.
Добавлено: 21 января 2016
Статья
Марченко Ф. О. Образовательная политика. 2014. № №3(65). С. 112-123.

Понятие информального образования является одним из ключевых в концепции обучения в течение всей жизни. Вопрос влияния современных информационных технологий на этот процесс до сих пор не стал предметом отдельного исследования в России. В статье представлена классификация образовательных ресурсов российского сегмента интернета. Приведены общие рекомендации по использованию новых медиа в педагогическом процессе. 

Добавлено: 9 декабря 2014
Статья
Вальдман И. А., Болотов В. А. Образовательная политика. 2012. № 1. С. 36-42.

В рамках данной статьи обсуждаются возможные условия использования результатов оценки, которые необходимо учитывать при планировании и проведении программы оценки учебных достижений школьников.

Добавлено: 14 октября 2014
Статья
Магун В. С., Руднев М. Г. Образовательная политика. 2010. № 9-10(47-48). С. 65-72.

В статье рассматриваются ценности двух поколений россиян (наиболее юного и наиболее пожилого), в сравнении с их сверстниками в других европейских странах. Благодаря сравнительному подходу авторам удается  избежать влияния «эффекта жизненного цикла». Полученные результаты свидетельствуют об изменчивости ценностных характеристик общества на протяжении сравнительно короткого периода. Соотношение ценностей у разных поколений россиян с  их сверстниками в других европейских странах отражают большее, чем в советское время, содействие развитию ценностей открытости изменениям (и, соответственно, в меньшем культивировании консервативных ценностей сохранения), а также в меньшем внимании агентов социализации к ценностям заботы о людях и природе (за счет акцентирования ценностей самоутверждения).

Добавлено: 29 ноября 2012
Статья
Попов Д. С., Подольский О. А. Образовательная политика. 2012.

В результате постоянно растущей потребности в знаниях, необходимых и для работы, и для повседневной жизни, - а также глобализации рынка труда и образования, вопрос о продуктивности образовательной системы приобрел ключевое значение. Внедрение новых стратегий государственного контроля, начавшееся в конце 1980-х гг. во всем мире, привело к концентрации внимания на «производительности», «отдаче», «результативности» всех уровней образовательной системы, от начальной, средней и старшей школы до профессионального образования, а также всех видов обучения взрослых. Эта «производительность» - и те результаты, которых ждет от образования современное общество, - стали критериями оценки продуктивности целых образовательных систем, качества институтов индивидуального образования, а также уровня знаний. Сегодня силами входящих в ОЭСР стран разрабатывается комплексная стратегия оценки компетенций взрослых, получившей название «Programme for the International Assessment of Adult Competencies» (PIAAC).

Добавлено: 23 января 2013
Статья
Болотов В. А. Образовательная политика. 2011. № 5(55).
Добавлено: 11 января 2016
Статья
Барабашев А. Г., Кастрель Т. Н. Образовательная политика. 2012. Т. 58. № 2. С. 86-92.

В статье рассмотрено развитие системы образования в области государственного и муниципального управления России, включая институциональное развитие (становление сети факультетов и институтов ГиМУ), развитие содержания программ (специалитет, бакалавриат, магистратура) и федеральных государственных стандартов.

Добавлено: 14 марта 2013
Статья
Деркачев П. В., Агранович М. Л., Родина Н. В. Образовательная политика. 2009. № 9. С. 33-45.
Добавлено: 9 октября 2009
Статья
Деркачев П., Агранович М., Родина Н. В. Образовательная политика. 2009. № 9. С. 33-45.
Добавлено: 30 августа 2013
Статья
Фрумин И. Д. Образовательная политика. 2015. № 4(70).

В статье кратко рассматривается вопрос конструирования специальных образовательных практик, которые бы могли сопровождать процесс взросления учеников. Ответ на этот вопрос автор ищет в ряде эмпирических исследований, позволяющих понять, какой смысл имеет понятие «взросления» для детей и подростков. В заключение делается вывод о том, что современные образовательные системы редко позволяют обучающимся проявлять себя как взрослых, что требует изменений и проектирования специальных механизмов, дающих возможность детям, подросткам и студентам проявлять свою инициативу и ответственность.

Добавлено: 9 февраля 2016
Статья
Рачевский Е. Л. Образовательная политика. 2010. № 3.
Добавлено: 25 марта 2013
Статья
Фрумин И. Д. Образовательная политика. 2006. № 2. С. 5-23.

В статье представлены основные теоретические подходы к проблеме равенства образовательных возможностей. Автор показывает, что дискуссии о равенстве, как правило, начинаются с вопроса о равном доступе для той или иной группы учащихся, а затем выходят на обсуждение возможностей равенства образовательных результатов. Здесь также систематизированы педагогические механизмы усиления неравенства в образовании.

Добавлено: 22 апреля 2015
Статья
Куприянов Б. В. Образовательная политика. 2015. № 1. С. 112-119.

Представлена попытка раскрыть сущность персонализации дополнительного образования детей, идеи, утвержденной в сентябре 2014 г. правительственной концепцией развития дополнительного образования детей. Опираясь на данные масштабного социологического исследования, проведенного Левада-Центром в рамках программы фундаментальных исследований Высшей школы экономики, автор излагает представления о результате, процессе и социальном фоне персонализации дополнительного образования. В тексте сформулированы противоречия, являющиеся основой для дальнейших исследований.

Добавлено: 8 июля 2015
Статья
Княгинина Н. В., Янбарисова Д. М. Образовательная политика. 2016. № 4 (74). С. 1-14.

В статье исследованы современные проблемы выявления и поддержки талантливой молодежи в России и зарубежных государствах. Выявлены и проанализированы основные способы выявления одаренных обучающихся, распространенные в зарубежной и российской практике: на основе конкурсных мероприятиях, на основании образовательных результатов, посредством специального тестирования и на основе мнения педагогов о результатах обучения детей. Авторы отмечают, что ни один из критериев не является универсальным, поскольку невозможно формализовать талант обучающихся, выявить учеников с нестандартным мышлением и уникальными компетенциями, тем не менее, лишенных навыков прохождения форм контроля в образовательном процессе. В целях достижения большей эффективности при выявлении талантливой молодежи следует руководствоваться всеми способами комплексно, не отдавая предпочтение какому-либо одному из них. В статье проанализированы основные инструменты поддержки талантливых обучающихся: стипендии и гранты, преференции при поступлении в университет, спецшколы для одаренных детей и школы при вузах, спецклассы, внеклассная работа и летние школы, специальные центры для одаренных детей. Особое внимание уделено вопросам введения в образовательных организациях специальных образовательных программ и методик работы с одаренными детьми и работе с родителями и педагогическими работниками. Россия как часть мирового образовательного пространства, реализуя собственные программы поддержки талантливой молодежи, заимствует наиболее успешные зарубежные практики. Представлен ретроспективный анализ мер, предпринятых Правительством Российской Федерации с 1999 года до настоящего времени, направленных на выявление и поддержку одаренных обучающихся. Авторы приходят к выводу, что в настоящее время законодательство, регламентирующее работу в данном направлении, достаточно противоречиво, нередко отсутствуют механизмы реализации положений программных документов.

Добавлено: 28 сентября 2015
Статья
Гордеева Т. О. Образовательная политика. 2019. Т. 79-80. № 3-4.

Статья посвящена проблеме мотивации и демотивации современных школьников. В ней вскрываются основные мифы стимулирования мотивации и даются рекомендации по повышению мотивации учебной деятлеьности школьников.

Добавлено: 3 декабря 2019
1 2