Статья
Политика и пайдейя. Республиканский проект общественного образования
В работе «Пять мемуаров об общественном образовании» французский политический деятель и философ эпохи Революции маркиз Николя де Кондорсе (1743–1794) сформулировал основные положения своей пятиступенчатой образовательной модели. В данной статье обосновывается ее влияние на школьную реформу Жюля Ферри 1880-х гг., приводятся аргументы в пользу разработки именно Кондорсе республиканской модели общественного образования, новаторской для постреволюционной эпохи и не утратившей значения до сих пор. Замысел Кондорсе заключался в создании такой образовательной системы, при которой каждый гражданин имел бы возможность получить бесплатное образование – от начального до высшего. При этом единственным критерием отбора на новую образовательную ступень служат естественные способности и таланты человека. Насколько амбициозные идеи Кондорсе были реализованы его последователями? И какова роль государства в воспитании нового человека?
В статье рассматриваются социокультурные основания детско-юношеской преступности в послевоенное время, механизмы работы госудаственных инстанций, ответсвенных за профилактику юношеской девиантности. Особое внимание уделяется проблеме исторических источников, связанных с указанной тематикой.
Настоящее пособие предназначено для школьников, абитуриентов и студентов, имеющих знания по французскому языку, соответствующие уровню европейской классификации А2 - В1, и желающих подготовиться к сдаче ЕГЭ или других квалификационных экзаменов.
Пособие состоит из 2-х самостоятельных частей, построенных по тематическому принципу, но имеющих разную структуру. Тексты научно-популярного или социо-культурного характера составлены по материалам французских и российских печатных изданий и Интернет-ресурсов и отражают различные стороны современной жизни Франции и России.
Тексты I сопровождаются заданиями, направленными на выработку навыков извлечения значимой информации при определенных видах чтения:
- определение смысловой адекватности предложенных высказываний содержанию текста (vrai, faux, non mentionné);
- выбор одного ответа из нескольких предложенных (QCM);
- ответы на вопросы.
Тексты II подобраны таким образом, чтобы
- научить построению самостоятельного высказывания на заданную тему с формулированием собственной позиции;
- способствовать формированию навыка ведения диалогов и дискуссий в рамках изученной тематики;
- дать возможность провести сравнительный анализ различных аспектов жизни во Франции и России.
Тексты III дополняют и углубляют информацию, представленную в первой части и служат для отработки навыков письменного логически структурированного изложения содержания.
Практическая направленность пособия: тематическое разнообразие и актуальность текстов, наличие заданий, соответствующих формату квалификационных экзаменов, высокая степень повторяемости грамматических и лексических конструкций, - позволят активизировать коммуникативные навыки и успешно подготовиться к экзаменам.
Цель пособия – развитие навыков изучающего, ознакомительного и просмотрового чтения; активизация устной речи с опорой на чтение, обучение основным приемам краткого изложения содержания одного (résumé, compte-rendu) или нескольких (synthèse) текстов.
Пособие может быть использовано для работы в аудитории под руководством преподавателя, в виде заданий для внеаудиторных самостоятельных занятий.
В сборнике освещаются вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе.
Статья рассматривет в диахроническом плане формирование концепции социального менеджмента и соответствующей терминологии.
Обсуждается возможность вариативности в образовательном процессе.
В статья рассматриваются инновационные процессы в современном среднем образовательном учреждении, их значение и необходимость, перспективы развития образовательного учреждения путем внедрения инноваций в управление среднего образовательного учреждения.
Монография посвящена онтологии стандартной и девиантной квантификации. В работе сопоставляются эвристические возможности и онтологические обязательства двух парадигм интерпретации кванторов: как второпорядковых предикатов и как функций выбора от их истоков (Г. Фреге и Ч.С. Пирс) до современного состояния (абстрактные логики и IF-логика). Новизна исследования связана с философской оценкой технических результатов последних лет о выразительных и дедуктивных возможностях логик с нестандартной квантификацией. Монография включает апробацию разработанных методов в логическом анализе языка, а также в логико-онтологической экспликации классических философских затруднений, обусловленных предикативной трактовкой существования.
Книга предназначена для специалистов в области логики, философии, когнитивной лингвистики и психологии, онтологической инженерии, а также для всех тех, кто интересуется историей и современным состоянием логики, аналитической философии и феноменологии, философскими основаниями математики и компьютерных наук.
Статья посвящена неразработанной проблеме севернопричерноморской эпиграфики — ранневизантийской палеографии региона. На основании всех известных памятников автор выделяет две региональные школы: херсонскую и боспорскую, и анализирует их эволюцию. Результаты анализа могут стать основанием для палеографической датировки новых надписей.
Изучение использования возможностей Интернета и компьютера студентами проводится в разных странах. Поднимая вопрос о взаимодействии информационной среды и национальной культуры, в статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) студентами России. В работе представлены результаты анализа данных собранных в ходе проекта «Кросс-культурное исследование процесса становления новой образовательной культуры в России и Германии» в 2008-2009 гг. (выборка в 825 студентов из 18 университетов России). Обсуждаются особенности использования российскими студентами Интернета, в том числе проблема плагиата, доступность различных технологий в университете, привлекательность категорий использования компьютера и Интернета, гендерная специфика использования информационно-коммуникационных технологий.
Статья посвящена критике двух работ, претендующих на то, чтобы стать введением в агиографию: выпущенного издательством ПСТГУ курса лекций Е. Н. Никулиной по предмету «Агиология», а также опубликованной издательством «AXIOMA» книги В. М. Лурье «Введение в критическую агиографию». На ряде мест показывается научная несостоятельность обеих работ.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
В сборнике представлены материалы научно-методической конференции «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах», проводившейся в НИУ ВШЭ 10 апреля 2010 г. В ходе конференции обсуждались не только вопросы методики преподавания иностранных языков, но и раздичные инновации в сфере образования, возможность использования информационных технологий как в классе, так и для организации самостоятельной работы студентов. Особое внимание было уделено вопросам, связанным с межкультурной (профессиональной) коммуникацией. Издание предназначено для специалистов-филологов, преподавателей иностранного языка, аспирантов.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.