Статья
В эпоху информатизации, медиатизации и мягких технологий властвования ... О книге О.Ф. РУСАКОВОЙ «современная политическая философия: предмет, концепты, дискурс»
В рецензии анализируется монография О.Ф. Русаковой «Современная политическая философия: предмет, концепты, дискурс»: ее замысел, содержание, общественная значимость. Подчеркивается, что автору удалось создать оригинальную схему для систематизации современных политических дискурсов.
В книге освещаются идеи русского философа, классика отечественной и мировой политической мысли Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921). Особое внимание уделяется современному значению его взглядов, которые на протяжении всего XX века оказывали сильное влияние на анархистское движение разных стран. Авторы всесторонне исследуют этико-философскую, политическую концепцию Кропоткина, выявляют основные линии эволюции его воззрений, проводят сравнительный анализ, показывая отличие его идей от представлений других классиков анархизма – М.Штирнера и М.Бакунина.
В статье рассматриваются два типа свободы, а также проблематичность артикуляции своей свободы.
Понятие идеологии в узком, но наиболее часто подразумеваемом значении, связано с доктриной политического строя, партии, религиозного течения, общественного движения. В более широком смысле идеологии – это представления и ценности, убеждения и идеалы, в которых выражаются и конституируются интересы социальных групп. Профессионалы, эксперты, пользуясь уважением и доверием со стороны общества, включаются в публичные дебаты, внося вклад в определение тех или иных ситуаций как проблематичных и требующих интервенции со стороны знающих и умелых специалистов. В этой статье мы обсудим основные подходы к исследованию профессионализма как идеологии, рассмотрим некоторые типы профессиональных идеологий, или мифов и отдельно остановимся на том, как связаны между собой ценности профессиональных групп с дискурсами государства благосостояния.
Что такое консерватизм сегодня? И какова его родословная? В своей новой книге политолог Кори Робин прослеживает истоки консерватизма в его реакции на Великую французскую революцию. Рассматривая таких разных мыслителей, как Эдмунд Берк и Антонин Скалиа, Джон Калхун и Айн Рэнд, Жозеф де Местр и Филис Шлафли, Робин утверждает, что, несмотря на все различия внутри правого движения, его объединяет «контрреволюционный опыт». Наблюдаемые различия между правыми во многом являются следствиями тактического приспособления: правые всегда учились у левых. Отвергая все застойное, они предпочитали динамическое видение общества, предполагающее борьбу, насилие и войну. Эта способность к постоянному обновлению и пристрастие к насилию позволяют объяснить прочность позиций правых.
История свидетельствует, что никогда доминирующие планетарные процессы длительное время не направлялись из монопольного центра. Проблемы, возникшие в последнее время у США, подтверждают, что единоличное лидерство быстро рушится. Но тот же глобальный кризис, если его правильно пережить, открывает шансы не только Китаю, но и создает условия для превращения России в одного из ведущих мировых игроков. Политика достижения такой цели должна исходить из нескольких констатаций, которые анализируются в статье.
Статья посвящена воззрениям классиков евразийства на государство и право: считается, что евразийцы пренебрегали правом, отводя ему весьма незначительную роль в социальном регулировании по сравнению с религией и нравственностью. Однако мнение это ошибочно по целому ряду причин. Н.С. Трубецкой, Н.Н. Алексеев, Л.П. Карсавин, Г.В. Вернадский и др. не могли не интересоваться проблемами права в силу, во-первых, их академического образования, а во-вторых - происхождения. В дворянских и интеллигентских кругах того времени довольно активно обсуждались вопросы права вообще и ограничения самодержавия правом в частности.
Предлагаемая вниманию читателя статья написана в манере, близкой жанру, хорошо известному на Западе, но пока не слишком популярному у современных русских авторов. Сто и более лет тому назад он назывался публицистикой, а ныне -политической философией. Статья открывает серию задуманных публикаций на избранную тему. Кроме нее планируется издание еще двух разделов единого проекта с рабочими названиями «Зачем нам экономика знаний?» и «За производство каких знаний мы отвечаем».
Диалог двух российских интеллектуалов об истории идей и социологии знания от 1970-х и до наших дней.
Каталог содержит более 150 аннотаций книг, периодических изданий, альманахов изданных Институтом философии РАН. Представленные работы охватывают исследования по истории российской, западной и восточной философии, этики и эстетики, эпистемологии и синергетики, социальной и политической философии, и пр.
В статье рассматриваются взгляды Л.Н. Толстого в качестве не только яркого представителя, но и завершителя эпохи Просвещения. Сопоставление его идей с философией Спинозы и Дидро позволяет прояснить некоторые аспекты произошедшего в этом завершении перехода к уникальному толстовскому религиозно-философскому учению. Специальному анализу подверглись общие и специфические черты трех философов. Особое внимание уделено способу мышления, представленному в учении Толстого, Спинозы и Дидро, их отношению к науке, специфике их мировоззрения. Важным аспектом понимания стало раскрытие противоречия между образом мыслей и образом жизни трех философов. Исследована природа творческого мышления в их философии. У Дидро она описана через концепт парадоксализма, у Спинозы – через понятие целостности, у Толстого – через метод сцепления, обнаруженный им в литературном творчестве. Если для европейских просветителей образ мышления напрямую связан с природой человека, представленный как единство natura naturans и natura naturata, то для Толстого важнее всего некое априорное чувство жизни, пропитанное верой в Бога и инстинктом самоотдачи – любви к Высшему и другим людям. Метод сцепления уводит Толстого от прямого продолжения просветительских идей, делая значимым обращении не только к разуму, но и к творческой интуиции. Показан переход Толстого от рационального восприятия жизни к ее религиозным и экзистенциальным основаниям. Толстой постепенно уходит от идеи природного человека к идее человека, живущего по заповедям Христа. Показано, что начав с просветительского мировоззрения, Толстой заканчивает созданием религиозно-философского учения, характерного для начала ХХ века.
Материалы ежегодного международного научного форума, посвященного актуальным проблемам гуманитаристики.
This important new book offers the first full-length interpretation of the thought of Martin Heidegger with respect to irony. In a radical reading of Heidegger's major works (from Being and Time through the ‘Rector's Address' and the ‘Letter on Humanism' to ‘The Origin of the Work of Art' and the Spiegel interview), Andrew Haas does not claim that Heidegger is simply being ironic. Rather he argues that Heidegger's writings make such an interpretation possible - perhaps even necessary.
Heidegger begins Being and Time with a quote from Plato, a thinker famous for his insistence upon Socratic irony. The Irony of Heidegger takes seriously the apparently curious decision to introduce the threat of irony even as philosophy begins in earnest to raise the question of the meaning of being. Through a detailed and thorough reading of Heidegger's major texts and the fundamental questions they raise, Haas reveals that one of the most important philosophers of the 20th century can be read with as much irony as earnestness. The Irony of Heidegger attempts to show that the essence of this irony lies in uncertainty, and that the entire project of onto-heno-chrono-phenomenology, therefore needs to be called into question.
Статья посвящена концепциям техники в творчестве братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров. Проблема взаимосвязи техники и свободы рассматривается в широком контексте немецкой критики культуры начала XX в. и дискуссии о технократии до и после Второй мировой войны.
В сборнике представлены труды секции "Востоковедение" XLIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», состоявшейся в Новосибирском государственном университете в 2005 г.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.