Статья
Сетевая аспирантура: теория и практика вузов Европы и России
В статье представлено современное состояние мировой практики сетевого взаимодействия ВуЗов на уровне аспирантуры
В условиях, когда эпоха классического университета подходит к концу, в качестве его правопреемника выступает исследовательский университет, который является перспективной формой оптимизации всей системы российского высшего профессионального образования, позволяющей более эффективно расходовать финансы без потери качества образовательных услуг. В главе рассматриваются траектории развития исследовательского университета.
Статья посвящена проблеме становления нового типа образовательных программ, формирующихся на пересечении уровней высшего и среднего образования. Институт образования рассматривается как инструмент социальной стратификации общества, среди основных тенденций развития которого авторы выделяют разделение образовательных программ на академические и собственно профессиональные, а также создание программ производства «человека умелого» — квалифицированного исполнителя. Изменения системы профессионального образования рассматриваются с учетом законодательного введения нового образовательного стандарта в 2011 г.
Статья посвящена проблемам преподавания философии в высшей школе. Автор показывает трудности положения в современном вузе, которые связаны как с внешними факторами – социальной политикой в сфере образования и кризисными явлениями в современной культуре, так и внутренними - состоянием самого философского сообщества, кадровым потенциалом, учебно-методическим сопровождением. Автор обосновывает вывод о необходимости преподавания в вузе современного типа философии и очерчивает его основные черты.
В работе исследовались статистические связи рейтингов студентов первого курса факультетов экономики ГУ-ВШЭ в Москве и Нижнем Новгороде с результатами их вступительных испытаний – ЕГЭ по математике, обществознанию, русскому и иностранному языкам. Для обоих кампусов ГУ-ВШЭ характерно, что у студентов женского пола, в среднем, рейтинг выше, чем у студентов мужского пола. При включении гендерных переменных в регрессию, в столице девушки демонстрируют худшую успеваемость (при прочих равных условиях). В Нижнем Новгороде гендерные особенности оказались не значимы.
Статья посвящена вопросам вовлечения учащейся молодёжи в инновационное предпринимательство, подробно рассматривается методический подход к построению инновационного сектора в высшем профессиональном образовании.
Сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции по теме «Формирование единого пространства образования и науки в российской высшей школе: история и перспективы». Она посвящена памяти профессора университета А. Арсентьевой. Представлены выступления участников форума из Москвы, Санкт-Петербурга, регионов Поволжья и Урала. На секционных заседаниях конференции обсуждались проблемы нынешней высшей школы и пути ее совершенствования. Конференция проходила под эгидой Министерства образования РФ, Российского гуманитарного научного фонда, Российского общества интеллектуальной истории и ЧГУ.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.