• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Какие сны приснятся в смертном сне, или Жизнь в смерти

Вопросы философии. 2014. № 5. С. 65-72.

На материале рассказа Достоевского “Бобок”, который в концентрированном виде дает нам представление о том, как писатель понимал смерть и жизнь в России, автор раскрывает религиозно-философские аспекты темы "жизни в смерти". Каторжная жизнь в смерти, временная смерть, которую прошел в России не один Достоевский, лишь у него стала предметом художественной рефлексии. При этом надо понимать, что личный опыт, личное гениальное открытие писателя находилось в контексте мироощущения русской культуры 1830–1870-х гг. У Достоевского в его рассказе души так загрязнены и испачканы, что не могут оторваться от тела, не могут вступить с ним в диалог, тянут телесную жизнь, уже после смерти. Это особого типа бессмертие: тело умершего не дает душе свободы, тянет в свой смрад, тело не может отделиться души. Это преодоление на свой лад идей Платона. БОБОК – символ человеческого бытия в России.