?
Рефлексивно-развивающие среды формирования мышления и самосознания субъектов образовании
Мир психологии. Научно-методический журнал. 2013. № 4. С. 81-97.
Семенов И. Н.
Проблематика образовательной среды впервые комплексно анализируется с междисциплинарных позиций взаимодействия рефлексивной психологии, рефлексивной педагогики, рефлеакмеологии в методологическом, историко научном, теоретическом, методическом, организационном и практическом аспектах. Методологически вводится понятие «рефлексивно-развивающая образовательная среда», которое составляет - с системой других рефлексивно научных понятий - теоретическую основу разработки рефлетехнологий изучения и активизации интеллектуально-творческого и личностно-профессионального развития учащихся и педагогов как субъектов непрерывного образования. Предлагается типология рефлексивно-образовательных сред в целях развития мышления и самосознания человека
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 1 С. 131-148
В статье дан историко-научный анализ развития классической и современной психологии восприятия. На этом фоне анализируются методологические проблемы психологического исследования самовосприятия индивидуальности с позиций инновационной рефлексивно-гуманитарной психологии. Рефлексивно-психологическая специфика самовсприятия характеризиется результатами эмпирического исследования самосвсприятия на матеориале анализа психологии творчества – художественного (М.М.Зощенко), научного (Н.Я.Пэрна), а также предлагаются рефлетехнологии рефлексивной активизации целеобразования студентов для развития их ...
Добавлено: 23 июня 2013 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2012 № 2(70) С. 231-247
Анализируется взаимодействие человекознания и техникознания в психологическом обеспечении развития личности посредством рефлетехнологий проектирования, формирования, организации и регуляции деятельности в социокультурном пространстве общества. С позиций научной школы рефлексивной методологии, психологии, акмеологии и педагогики творчества характеризуются социокультурные, философско-методологические, историко-научные предпосылки, психолого-акмеологические, технико-педагогические основы и рефлексивные психотехнологии формирования профессионально-знаниевых компетенций и развития мышления и личности в дистанционном образовании. ...
Добавлено: 19 марта 2014 г.
Семенов И. Н., Культурно-историческая психология 2014 Т. 10 № 2 С. 27-39
Цель исследования – теоретический анализ многогранной научно-педагогической деятельности одного из крупнейших российских психологов академика РАО В.П.Зинченко. Методология исследования определяется взаимодействием таких применяемых в современном науковедении видов системного анализа научной деятельности, как: социокультурный, биографический, историографический, предметно-тематический, концептуально-метеодологический. В результате на фоне науковедческого анализа истории отечественной психологии характеризуется научно-исследовательская, научно-организационная и научно-преподавательская деятельность В.П.Зинченко на основных этапах ...
Добавлено: 20 декабря 2014 г.
Философско-антропологическая проблематика рефлексивной психологии смысла в российском человекознании
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2017 № 2 С. 280-297
В статье эксплицируется логика развития философскоантропологической проблематики рефлексивной психологии смысла в российском человекознании от эпохи Серебряного века русской культуры до ее современного периода. Впервые анализируются философскоэтимоло гические предпосылки изучения смысла в психологической науке и характеризуются достиже ния его рефлексивнопсихологических исследований в творчестве ряда российских философов (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев) и ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
Семенов И. Н., Павлов И. И., Акмеология 2017 № 4(64) С. 7-18
В статье представлен науковедческий и методологический анализ жизнедеятельности и психолого-педагогических идей крупного учёного-гуманитария Серебряного века российской культуры Константина Николаевича Вентцеля. С позиций рефлексивной акмеологии и персонологии творчества охарактеризованы разработанные Вентцелем философско-педагогическая теория свобод- ного воспитания и образовательная практика свободной школы. Подробно рассмотрены философские основы концепции творческой личности, прослежен её генезис в рамках философских и психологических ...
Добавлено: 12 сентября 2017 г.
М. : МЭСИ, 2012
В сборнике представлены статьи, обобщающие результаты междисциплинарного изучения актуальных проблем организации и развития организационной среды в условиях современного российского общества. ...
Добавлено: 28 ноября 2012 г.
М. : Аналитика Родис, 2011
Международная коллективная монография посвящена актуальным проблемам инновационного поликультурного образования и его рефлексивно-психологического обеспечения на основе методологии проектно-исследовательского подхода к изучению и развитию возрастных особенностей мышления, рефлексии и личности учащихся. На базе взаимодействия новых областей человекознания (рефлексивно-гуманитарной психологии, рефлексивно-интегративной акмеологии, рефлексивно-деятельностной педагогики) в разделах книги анализируются социокультурные, историко-научные, теоретико-методологические, концептуально-методические, учебно-воспитательные, ресурсно-управленческие, организационно-практические аспекты развития инновационного ...
Добавлено: 29 ноября 2012 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 № 3 С. 34-50
В статье с историко-научных и теоретико-методологических позиций анализируется становление и развитие деятельностного подхода в российской психологии во взаимодействии с философией и педагогикой. При этом на фоне анализа истории отечественного человекознания характеризуются концепции ряда философов, разрабатывавших системно-деятельностный подход (А.А.Богданов, Э.В.Ильенков, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин, Н.Г.Алексеев и др.), и психологов, строивших различные общепсихологические представления о деятельности (М.Я.Басов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) ...
Добавлено: 5 марта 2015 г.
Семенов И. Н., Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир 2017 Т. 1 № 1 С. 121-150
В статье представлены историко-методологические основания, обобщена теоретическая база и охарактеризованы результаты эспериментальных и прикладных исследований продуктивного мышления и креативной личности с позиций бурно развивающейся на рубеже ХХ – ХХI вв. рефлексивной психологии творчества. Показана конструктивность ее взаимодействия с рефлексивной акмеологией, персонологией и педагогикой в изучении и развитии рефлексивно-творческого потенциала индивидуальности человека в современных социокультурных условиях. ...
Добавлено: 7 июня 2017 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 2 С. 37-51
В работе впервые ставится проблема изучения и развития творчества с позиций рефлексивной психологии, акмеологии, педагогики в контексте анализа человеческого капитала и в условиях глобализации современного общества. Статья актуальна как в практическом плане востребованности креативной личности в условиях экономического кризиса, так и в фундаментальном отношении, ибо по-новому в междисциплинарном ключе трактует творчество, акцентируя рефлексивно-творческий потенциал как ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Семенов И. Н., Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2017 Т. 6 № 5А С. 24-48
В статье выделяются ключевые вехи жизнетворчества крупного российского методолога и психолога Н.Г. Алексеева и линии взаимодействия с последователями, характеризуются направления развития научных трудов его и учеников. На рубеже ХХ- ХХI вв., помимо традиционного внутри- и междисциплинарного развития науки, в ней возникают инновационные трансдисциплинарные области знания. Одной из них является комплексная полифункциональная рефлексивно-деятельностная педагогическая психология. Она ...
Добавлено: 25 декабря 2017 г.
М. : Институт психологии РАН, 2015
В сборнике обсуждаются теоретические, историко-научные, методологические, экспериментальные и прикладные проблемы взаимодействия исследовательской и практической психологии в процессе развития человекознания. ...
Добавлено: 13 января 2016 г.
Семенов И. Н., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2015 № 3 С. 22-39
В первой части статьи анализируются историко-научные, этимологические и методологические проблемы психолого-персонологического изучения рефлексивности самовосприятия и самонаблюдения (интроспекции) человеком собственного Я как целостной индивидуальности и социальной личности. Рассматривается оппозиция внешней, социально-предметной детерминации психической деятельности человека и его внутренней, рефлексивно-смысловой жизни, источником которой является самодеятельное индивидуальное Я. С этих позиций эксплицируется логика развития психологии восприятия: от изучения ...
Добавлено: 30 сентября 2015 г.
Философские трактовки смысла как методологические средства его рефлексивно-психологического изучения
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 № 1(77) С. 142-154
В статье анализируются основные направления зарубежной философии в связи с изучением в них смысла и рефлексии. При этом философские трактовки смысла эксплицируются с учетом трудов по истории философии и интерпретируются как методологические средства его рефлексивно-психологического изучения. Впервые рассматривается логика развития философских трактовок смысла: от аналитической семантики и неокантианства через герменевтику, феноменологию, философию жизни и культуры ...
Добавлено: 20 декабря 2014 г.
Семенов И. Н., В кн. : Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. : М. : Аналитика Родис, 2011. С. 30-36.
В данном базовом разделе международной коллективной монографии анализируются методологические проблемы и характеризуются теоретические основы рефлексивно-психологического исследования и рефлексивно-педагогического проектирования развития инновационного поликультурного образования в современных социоэкономических условиях с позиций научной школы рефлексивной психологии и педагогики творчества. ...
Добавлено: 11 марта 2013 г.
Семенов И. Н., Психология в ВУЗе 2012 № 3 С. 82-86
В статье предлагается использовать разработанный автором (на базе научной школы рефлексивно-гуманитарной психологии и педагогики творчества) проектно-исследовательский подход к изучению и развитию личностно-профессиональных особенностей учащихся и педагогов как активных субъектов образовательного процесса на его различных ступенях. ...
Добавлено: 26 ноября 2012 г.
Философские трактовки смысла как методологические средства его рефлексивно-психологического изучения
Семенов И. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 № 2 С. 141-153
В статье анализируются основные направления зарубежной философии в связи с изучением в них смысла и рефлексии. При этом философские трактовки смысла эксплицируются с учетом трудов по истории философии и интерпретируются как методологические средства его рефлексивно-психологического изучения. Впервые рассматривается логика развития фило софских трактовок смысла—от аналитической семантики и неокантианства через герменевти ку, феноменологию, философию жизни и ...
Добавлено: 28 апреля 2014 г.
Семенов И. Н., Акмеология 2016 № 4(60) С. 8-22
В статье характеризуются основные периоды жизнетворчества и научные достижения одного из крупнейших российских психологов середины ХХ в., основателя и заведующего кафедрой психологии и логики Академии общественных наук (предшественницы РАНХиГС) академика АПН РСФСР Б.М. Теплова. Он был одним из лидеров советской психологической науки 1940–1960-х гг. Акцент в статье сделан на экспликации акмеологических аспектов той части его ...
Добавлено: 12 января 2017 г.
Семенов И. Н., В кн. : Психология одаренности и творчества. Монография. : М., СПб. : Издательство Нестор-История, 2017. С. 74-86.
В разделе дана панорама рефлексивной психологии творчества и анализируются ключевые направления ее развития. Эта инновационная область современного человекознания характеризуется во взаимодействии с акмеологией, персонологией, педагогикой, в т.ч. при рефлексивно-психологическом изучении продуктивного мышления и креативной личности, а также при рефлексивно-педагогическом формировании творчества и человеческого капитала как психологических ресурсов генерирования инноваций в культуре и обществе. ...
Добавлено: 30 ноября 2017 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2009 Т. 57 № 1 С. 260-271
Статья посвящена исследованию мыслительных установок личности, способной к культурным новациям. Рассматриваются установки на познание, понимание, интерпретацию, диалог, рефлексию, остроумие, творчество. Обосновывается, что в своем гармоничном развитии, взаимовлиянии и интегрирующей роли установки на творчество придают личности творческое качество и статус неординарного мыслителя. Подчеркивается, что система зрелых мыслительных установок позволяет личности раскрывать потенциал культуры и индивидуально определять ...
Добавлено: 6 декабря 2012 г.
Семенов И. Н., Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова 2014 № 4
В статье анализируется творческий путь и научная, педагогическая, организационная и государственная деятельность одного из крупнейших современных российских психологов и педагогов В.Д.Шадрикова. На фоне анализа развития отечественной психологии второй половины ХХ в. и начала ХХI вв. характеризуется вклад научных трудов В.Д,Шадрикова в общую, педагогическую и психологию труда, а также в организационно-методическое обеспечение оптимизации и реформирование системы ...
Добавлено: 20 декабря 2014 г.
Семенов И. Н., М. : Некоммерческий Научный Фонд «Институт развития им. Г.П.Щедровицкого», 2014
В книге профессора НИУ ВШЭ, Лауреата премии Президента РФ в области образования, академика АПСН, доктора психологических наук И.Н.Семенова впервые монографически изучаются проблемы развития российской психологии мышления и рефлексии в контексте взаимодействия этой инновацонной области человекознания с системодеятельностной методологией, разработанной под руководством Г.П.Щедровицкого участниками Московского методологического кружка (ММК). Идеи, принципы и технологии ММК служат методологическими средствами ...
Добавлено: 24 марта 2015 г.
Семенов И. Н., В кн. : Психология общения и доверия: методология, теория, практика. Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ, Москва, 6-7 ноября 2014. : М. : Университет РАО, 2014. С. 348-350.
Добавлено: 20 декабря 2014 г.
Семенов И. Н., Психологический журнал 2015 Т. 36 № 6 С. 45-54
Исследуется научная деятельность двух ведущих специалистов по психологии творчества – Я.А. Пономарева и М.Г. Ярошевского. Проводится сравнительный экзистенциально-психологический анализ жизненного пути этих ученых как контекста развития их научного мышления. Характеризуется значение взаимодействия Пономарева и Ярошевского для развития отечественных школ изучения творчества, мышления и рефлексии. Особое внимание уделено анализу раннего периода изучения исследователями научного творчества (в ...
Добавлено: 26 февраля 2016 г.