Статья
Law clerks as an instrument of court–government accommodation under autocracy: the case of the Russian Constitutional Court
There is a normative expectation that constitutionalism does not co-exist well with autocracy. How do constitutional courts then uphold their integrity under authoritarianism? In this paper, I answer this question by taking the case of the Russian Constitutional Court (RCC) and showing how court–government accommodation in the new post-third wave autocracies can be achieved by limiting the amount of information the court receives from its secretariat. It follows from a detailed analysis of case selection in the RCC that the secretariat can function as an “insulator,” protecting the Court from political and reputational risks. The two features that make this possible are its invisibility to the judges and the clerks’ specific professional culture. The research is informed by an extensive series of in-depth interviews in the RCC, and benefits from the relocation of the RCC to St. Petersburg in 2008.
Представлена рецензия на книгу «Экономические институты старообрядчества». Рассматриваемая работа находится на стыке экономической истории, экономической социологии, экономической теории (в первую очередь, нового институционализма) и даже, возможно, религиоведения. Автор пытается разобраться в загадочном феномене старообрядческого предпринимательства, сыгравшего очень важную роль в экономическом развитии России в конце XVIII-начале XX вв.
Обычно политический режим в современной России характеризуется с помощью концепций авторитаризма, моделей «незрелой (делегативной, деформированной, управляемой, нелиберальной, частичной) демократии и/или как специфический демократическиавторитарный гибрид, рассматриваются отклонения российской политической системы от нормативного идеала либеральной демократии, объясняются их причины и перспективы демократизации режима. В данной статье мною предлагается несколько иной способ анализа властных отношений, опирающийся на набор понятий и дистинкций, разработанных в аналитических и концептуальных исследований власти и ее форм.
The number of conflicts in the world is increasing, as well as their intensity and fierceness. We see the trend of unfolding spiral of violence in the world and thus there is a pressing need to assess the underlying reasons of it. Challenges to a secure development of the world stem from political, economic and social issues that have long been ignored or have not been effectively dealt with by both policymakers and researchers. Likewise, both academic and policy responses to the unfolding global grievances and local ferocities are still one-sided in many cases, which causes ever more fighting and insurgence. This project aims to fill in existing lacunas in the area of understanding issues underlying the current global conflict trend, many of which have long been in the shadow of research and policy-analysis internationally. This book project sheds light on complicated and long-term issues, such as revival of authoritarianism, crucial transformation of peacekeeping concept, rising security and strategic issues of small states, as well as security challenges presented by\to new international grouping such as BRICS. An intentionally diverse scope of this project allows to bring along such issues as Islamophobia and the prospects for Christian-Muslim dialogue, the scope, essence and consequences of international sanctions to manage international disputes, as well as the issue of a failed state. The geographical scope of this project ranges from North Korea to Somalia, and from Russia to Brazil. This project aims to educate all interested in the underlying fundamental long-term reasons of current political conflicts worldwide and to provoke debate on many issues that are still considered “second priority level”, though they provide even stronger basis for the current conflict-prone situation in the world. This book project aims to satisfy the need of in-depth analysis and expertise on issues of international sanctions, revival of authoritarianism, failure of state, formation of new international organizations, changing essence of peacekeeping in conflict-prone areas and globally, new contexts for Muslim-Christian dialogue and it successes and failures, as well as lesser-known contexts of strategic choices of small states.
The authors: Francesco Giumelli, Mitchell Belfer, Hanna Shelest, Piskunova Natalia, Gracian Cimek, Yefimova Anna, Bekkin Renat, Solkin Victor, Sarah Rial, Esther Sule.
Об эгалитаризме и международных инвестициях.
Эта книга о причинах и об особенностях современных авторитарных политических режимов, которые отличаются от своих аналогов прошлого века ярко выраженным имитационным характером. Связанные по рукам и ногам демократическими конституциями и международными обязательствами, многие постсоциалистические страны на самом деле всего лишь имитируют демократические институты и процедуры, пытаясь спрятать за красивой демократической вывеской реальный авторитаризм. Выясняется, что уровень авторитаризма прямо пропорционален уровню имитаций. Исследование также доказывает, что уровню имитаций также пропорционален уровень агрессии, коррупции и бедности. Каковы же причины возникновения имитационных политических режимов? Как и какими способами трансформируется их конституционно-правовое поле? По каким признакам их можно вовремя опознать? Во имя предотвращения угроз возвратного авторитаризма в постсоциалистических странах в книге предпринята попытка ответить на эти вопросы.
In the 1990s, sub-national authoritarian regimes – local-based monopolies of ruling elites – emerged in many of Russia’s regions and cities against the background of spontaneous decentralization of government and competitive electoral politics. In the 2000s, the decline of political competition and recentralization of the Russian state led to incorporation of sub-national authoritarian regimes under federal control and cooptation of local-based actors into the dominant party, United Russia. This paper is devoted to a comparative analysis of sub-national authoritarianism in Russia in light of the experience of local political machines in other countries, ranging from US cities from the 1870s-1930s to Southern Italy from the 1950s-1980s. Unlike the American political machines, which were demolished from below as a by-product of modernization processes, Russia’s sub-national authoritarian regimes were integrated from above into the nation-wide authoritarianism. One might expect further stagnation of sub-national authoritarian regimes in Russia until major regime changes will occur on the national level.
Данный доклад подводит итоги масштабного исследования автора, посвящённого проблемам трансформации институтов государственной власти в современной России во взаимосвязи с основными тенденциями изменения системы рекрутирования политической элиты, произошедшими за последние десятилетия.
Основным механизмом институциональной трансформации в современной России является неформальная институционализация как процесс приведения формальных правил в соответствие с неформальными практика представителей политической элиты.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет синтезированный подход, выраженный в интеграции структурной и деятельностной парадигмам, представленных новой институциональной и элитистской теориями. Исследование проводилось в рамках дескриптивного подхода при учёте нормативного в части использования элементов правового анализа существующих формальных институтов.
Исследование основано на анализе трансформации ключевых органов, представляющих институты законодательной и исполнительной ветвей власти: Совета Государственной Думы и Аппарата Правительства.
Процессы изменения Регламента Государственной Думы в вопросах формирования Совета ГД ФС РФ, тесно связанные с деформацией избирательной системы и принципа политического представительства, в результате обусловили ограничение контроля над организацией деятельности Парламента со стороны других политических сил и общества, а также нарушение принципов парламентаризма.
Централизация процесса определения повестки дня в деятельности Парламента стала одним из ключевых шагов по обеспечении платформы для дальнейшей реализации политической воли представителей элиты за счёт перемещения законодательного ресурса из поля политической конкуренции в поле административного влияния.
В рамках этого процесса в Правительстве РФ анализируется возобновление деятельности Президиума Правительства – органа, который ранее не присутствовал в структуре Правительства в правительстве М. Касьянова (2000—2004), первом правительстве М. Фрадкова (2004), втором правительстве М. Фрадкова (2004—2007) и правительстве В. Зубкова (2007—2008).
Данный орган, состоящий из 17 членов Правительства, представляет собой центр принятия стратегических решений и функциональное ядро института исполнительной власти в современной России. Расширение числа министерств, служб и ведомств и, как следствие, количества акторов, занимающих формально высокие посты в соответствии с результатами борьбы за перераспределение статусов на бюрократическом рынке, привело к снижению эффективности деятельности Правительства и нивелировало значимость статусов акторов, составляющий первый круг окружения В. Путина. Требование повышения эффективности и, в большей мере, необходимость акцентирования статуса наиболее лояльных представителей элиты из состава высшей бюрократии создало среду для возрождения Президиума Правительства как органа, закрепляющего неформальный высокий статус в бюрократической системе и расширяющего сферу влияния тех или иных акторов.
Описанные тенденции в общем виде дают представление о процессах изменения системы политического администрирования. Попытки оптимизации организационной структуры и повышения эффективности, в конечном счёте, являются продолжение неэффективной практики назначения на ключевые государственные посты в соответствии с принципами непотизма и личной лояльности, а не меритократическими критериями.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Первые страницы истории доктрины международного частного права уходят своими корнями в позднее Средневековье и начинаются с глоссаторов. Впервые вопросы коллизий разнонациональных законов были поставлены, когда на Западе Европы наряду с унаследованным римским правом стали зарождаться самостоятельные городские законодательства. Интенсивный торговый оборот повлек за собой возникновение коллизионных проблем. Эти коллизии еще нельзя назвать международными; пока это только межобластные коллизии, но именно они стали объективным фактором зарождения науки МЧП. На рубеже XII–XIII вв. перед юристами уже во всей своей полноте возник вопрос – какое право применить к конкретному, осложненному иностранным элементом правоотношению. В конце XI – начале XII вв. в Западной Европе начался процесс рецепции римского права. Итальянские города-государства приняли систему римского права в качестве общего «естественного закона». Современная наука международного частного права (как и вообще вся наука права) выросла на почве изучения римского права. В принципе, глоссаторы ставили перед собой одну задачу – определить, применимы ли статуты данной общины к иностранцам. Считалось, что на основе римского права, которое имело приоритет над местным правом и являлось общим для всех городов, суды имели право применять статуты других городов при регулировании отношений с участием иностранцев. В период возникновения статутного законодательства проблема коллизий между различными статутами не имела широкого распространения и глоссаторы мало интересовались вопросами о столкновении статутов. Исходя из представления, что статут обязывает только его создателей, они не видели и не допускали возможности конфликта между статутами различных территориальных союзов. У глоссаторов были «излюбленные» места в Кодификации Юстиниана, к которым они предпочитали приурочивать свои учения. Для учения о столкновении статутов таким излюбленным местом сделалась первая конституция Кодекса Юстиниана, помещенная в первом титуле и носившая название «Об утверждении веры в Святую Троицу». Текст конституции был привлечен как доказательство правила о неприменимости к иностранцам местных статутов и к нему была сделана известная глосса, ставшая, согласно общепринятому мнению, колыбелью науки международного частного права. Эта глосса вошла в знаменитую «Глоссу Аккурсия».
В статье рассматриваются проблемы влияния внешних условий при оценке эффективности государственного сектора методом Data Envelopment Analysis. На примере системы здравоохранения в российских регионах в 2011 г. проводится сравнительный анализ современных методов учета внешних условий. Предлагается перспективная методика коррекции оценок эффективности, полученных методом DEA. Несмотря на преимущества DEA-анализа как инструмента оценки эффективности государственной власти, его применение связано с рядом методологических трудностей. Учет нескольких факторов, влияющих на эффективность, требует применения более сложных методов, наиболее перспективным из которых является кластеризация изучаемых DMU по набору признаков и построение локальных границ производственных возможностей. Применение регрессионного анализа для коррекции оценок в настоящее время требует более глубокого изучения, поскольку не исключена возможность появления систематических ошибок в коррекции. Наиболее перспективным подходом представляется сочетание коррекции исходных показателей и кластеризации, дополненное многостадийным анализом. Рассмотрение нескольких стадий преобразования ресурсов общества в общественно полезный результат позволит локализовать слабые стороны работы государственной организации.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.