• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Социальная теория и травма

Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 1. С. 121-138.
Айерман Р.
Переводчик: Д. О. Хлевнюк

Рон Айерман – один из авторов культурсоциологической теории культурной травмы, разработанной им совместно с Джеффри Александером. Этот тексты можно рассматривать как кейс-стади, которое призвано обозначить и выделить основные позиции теории. Используя в качестве примеров три важные работы по социальной теории – «Диалектика просвещения» Адорно и Хоркхаймера, «Человек по имени Моисей и монотеистическая религия» Фрейда и «Современность и Холокост» Баумана, автор показывает разницу между личной, коллективной и культурной травмой. Все эти тексты связаны с одним и тем же событием – Холокостом – и все они являются его результатом. Перед авторами этого текста была угроза Холокоста, однако же, они выжили. Тем не менее эта угроза осталась для них травмой, которую следовало осмыслить. Можно сказать, что эта работа по осмыслению делает их предшественниками теории культурной травмы. Рон Айерман показывает сложносочиненность отношений между личной травмой, коллективной травмой и созданием социальной теории. Анализируя эти тексты он изучает историю их создания, находит подтверждение травматическому опыту авторов. Он также анализирует эстетические характеристики текстов, таким образом, относясь к ним не только как к текстам по социальной теории, но и как к свидетельствам личного опыта. Рон Айерман пытается найти смысл в пропусках, пустотах и нестыковках. Цель статьи состоит и в том, чтобы продемонстрировать, как личная травма может влиять на конструирование и репрезентацию социальной теории.