?
Мысль, образ и психическая функция
Мир психологии. Научно-методический журнал. 2013. № 3. С. 139-149.
В работе показывается внутренняя связь между мыслью, образом и словом. Раскрывается роль психических функций в порождении мыслей, устанавливается активная роль наблюдателя в формировании мыслей, раскрывается структура мысли и образа, показывается, что процесс мышления есть процесс порождения мыслей и использование их при решении задач, стоящих перед субъектом. Сказанное позволяет дать содержательную характеристику ума, которая заключается в способности порождать мысли, тем самым открываются новые пути диагностики ума и интеллекта человека
Шадриков В. Д., Образование и саморазвитие 2015 № 3 (45) С. 3-10
В работе рассматриваются фундаментальные вопросы: «что такое мысль?» и «как мысль представлена в познавательных процессах и их результатах: образе, представлении, воображении, слове, сознании?» Анализируется единство, своеобразие и преемственность этих результатов со стороны содержания, отраженного в мыслях, у конкретного субъекта познания. ...
Добавлено: 11 января 2019 г.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 № 2 С. 80-87
В работе приводятся результаты анализа видов восприятия, показателей ведущих свойств и показателей продуктивности восприятия. Показывается, что субъективный образ внешнего мира тесно связан с мотивацией и переживаниями субъекта восприятия. Обосновывается подход к определению мысли как потребностно-эмоционально-содержательной субстанции и с этих позиций показывается, что образ также представляет собой субстанцию мыслей. С этих позиций раскрываются превращение образа-субстанции в ...
Добавлено: 10 сентября 2014 г.
Шадриков В. Д., Культурно-историческая психология 2014 Т. 10 № 2 С. 5-8
В статье представлены воспоминания автора о его обсуждении с Владимиром Петровичем Зинченко
проблем психологии мысли. Рассмотрены подходы к вопросу «что такое мысль» и как она связана со
словом Г.Г. Шпета и Л.С. Выготского, которые были предметом дискуссии. Представлена позиция
В.П. Зинченко по данной проблематике и позиция автора воспоминаний. На цитатах, взятых из работ
В.П. Зинченко, показывается широта и глубина ...
Добавлено: 11 сентября 2014 г.
Шадриков В. Д., Психологический журнал 2014 № 4 С. 130-137
Представлены результаты исследования фундаментальной проблемы психологии – что такое человеческая мысль, каков механизм ее порождения, какова структура мысли. Рассматриваются нейрофизиологические механизмы, обеспечивающие порождение мысли. Обосновывается понимание мысли как потребностно-эмоционально-содержательной субстанции. Раскрываются отношения мысли и образа, а также мысли и слова, в котором эта мысль выражается. Дается анализ процесса интеллектуализации мысли и образа. Обосновывается необходимость введения ...
Добавлено: 19 ноября 2013 г.
Шадриков В. Д., Мазилов В. А., Ярославский педагогический вестник 2018 № 6 (105) С. 212-228
Статья посвящена попытке осмыслить феномен мышления. В статье отмечается, что, несмотря на многочисленные усилия исследователей, продвижение не так велико, как того хотелось бы. В статье, основываясь на данных истории психологии, авторы приходят к заключению, согласно которому невыраженный прогресс в раскрытии механизмов мышления связан с тем, что при анализе мышления недостаточно используется методологический анализ. В статье ...
Добавлено: 12 ноября 2019 г.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 № 1 С. 17-32
Через раскрытие структуры мысли и содержания психики показывается, что сознание выступает как функциональная часть, актуализируемая субъектом в целях организации текущей жизнедеятельности. Мышление с его операциями рассматривается как механизм работы с содержанием сознания. Доказывается, что рефлексия включена в мыслительный процесс и нет основания рассматривать ее отдельно от мышления. Показывается, что все познавательные процессы можно разделить на ...
Добавлено: 13 декабря 2013 г.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2018 № 2 (94) С. 36-47
В статье представлена попытка снять налет таинственности с проблемы сознания. Делается это на основе анализа данных о связи психики и сознания, привлечения понятия «мысль» к определению содержания психики и сознания, рассмотрения роли когнитивных психических процессов в формировании содержания психики и сознания, анализа рефлексии в процессах осознания себя. ...
Добавлено: 22 августа 2018 г.
Шадриков В. Д., Культурно-историческая психология 2019 Т. 15 № 4 С. 17-24
В статье дается определение понимания как факта нашей психической жизни. Рассматривается
отражение понимания в языке, в философской литературе, в теологии. Проблеме понимания посвящено значительное количество исследований в психологии, но явно недостаточно изучен процесс
понимания со стороны механизмов, обращенных к пониманию процесса учения и обучения. Ставятся вопросы: когда возникла проблема понимания? Каковы механизмы понимания? Выделяются три
фактора понимания—непонимания: связь ...
Добавлено: 9 января 2020 г.
Шадриков В. Д., Вопросы психологии 2014 № 5 С. 118-127
В работе обосновывается необходимость обращения к мысли, как одной из базовых психологических категорий, излагаются методологические принципы исследования, обосновывается понятие предметной мысли, рассматриваются нейрофизиологические механизмы порождения мысли и формируются представления о структуре мысли, выясняются отношения мысли и информации, дается гипотетическое описание процессов порождения мысли. ...
Добавлено: 10 декабря 2014 г.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2017 № 4 (92) С. 11-21
Исходя из понимания мысли как потребностно$эмоционально$содержательной субстанции, в которой находит выражение связь образа предмета и его признака, в статье с позиции культурно-исторической психологии рассматривается эволюция мышления человека и появления слова. Показывается, что истоки человеческого мышления связаны с высокой сенсорной дифференциацией. Выделяются два типа мышления: протомышление, опирающееся на мысли, не оформленные в слове, и собственно мышление ...
Добавлено: 20 февраля 2018 г.
Шадриков В. Д., Ярославский психологический вестник 2021 № 2 (50) С. 6-11
В статье рассматривается функциональное значение отдельных познавательных процессов, объединенных субстанциональным комплексом предметных мыслей. Показывается непрерывность мысли в индивидуальном познавательном процессе. Дается попытка на этой основе преодолеть
существующую разделенность основных познавательных процессов. ...
Добавлено: 15 июля 2021 г.
Шадриков В. Д., Кургинян С. С., Psychology in Russia: State of the Art 2017 Vol. 10 No. 1 P. 211-224
Добавлено: 29 января 2016 г.
Шадриков В. Д., Высшее образование сегодня 2018 № 10 С. 2-11
«Психология мышления – одно из самых новых завоеваний психологии: она стала разрабатываться лишь в XX столетии», – писал С. Л. Рубинштейн в 1935 году. За прошедшие десятилетия проведены тысячи исследований в области психологии мышления, ученые и технические специалисты дерзнули на создание искусственного интеллекта, но сущность мышления до сих пор остается тайной, над разгадкой которой бьются ...
Добавлено: 18 июня 2019 г.
Зинченко В. П., Человек 2010 № 2 С. 34-37
Основная идея статьи - в том, что действие, образ и слово являются средствами одушевления тела и овнешнения души. Каждое из них представляет собой гетерогенное образование - своего рода метаформу, в которой присутствуют внешние и внутренние формы. Например, действие, рассматриваемое в качестве внешней формы, включает в свой состав образ и слово. Аналогичным строением обладают слово и ...
Добавлено: 3 октября 2012 г.
Зинченко В. П., Вопросы философии 2010 № 11 С. 75-91
Статья посвящена 80-летию выдающегося психолога и педагога – В.В. Давыдова, разрабатывавшего совместно с Д.Б. Элькониным психологические основы и педагогическую практику развивающего образования. Центром разработанной ими программы было развитие теоретического мышления, формирование у школьников готовности к мысли и способности к понятийному мышлению. В статье сделана попытка применить развитые В.В. Давыдовым представления о теоретическом мышлении к анализу ...
Добавлено: 28 сентября 2012 г.
Зинченко В. П., Культурно-историческая психология 2008 № 2 С. 2-18
В статье рассматриваются положения В. Гумбольдта о внутренних формах языка и Г.Г. Шпета о внутренних формах слова. Далее они распространяются на внутренние формы действия и образа. Показана гетерогенность слова, образа и действия, приводятся данные, свидетельствующие об их гетерогенезе в процессах возрастного и функционального развития. На первых стадиях развития ребенка слово рождается как внутренняя форма движения, ...
Добавлено: 14 октября 2012 г.
Берберян Э. С., Российский психологический журнал 2016 Т. 13 С. 19-29
Исследование мыслительных операций играет ключевую роль в психологии способностей, психологии мышления, психологии обучения. Проблема мыслительных операций напрямую связана с проблемой способностей, так как механизмы овладения способностями раскрываются посредством исследования операций. Овладение индивидом мыслительными операциями, выступающими как обобщенные способы решения задач, определяет развитие мышления и развитие индивида в целом.
Теоретико-методологические основания исследования составляют: культурно-исторический подход к развитию ...
Добавлено: 15 декабря 2016 г.
Макарова И. В., Вопросы философии 2016 № 1 С. 119-131
В статье рассматривается попытка Ф. Суареса объяснить, возможно ли познание еди- ничных материальных сущностей, каков порядок и статус этого познания. По сути дела, Суарес предлагает свое решение давней проблемы “как возможно знание о единичном, если подлинное знание бывает лишь об общем”. Своеобразие его позиции состоит в том, что именно такому знанию о единичном должно быть ...
Добавлено: 14 сентября 2016 г.
Шадриков В. Д., М. : Логос, 2014
Рассматриваются основные психологические понятия: мысль, образ, представление, сознание. Классический подход к трактовке этих понятий сочетается с привлечением новейших результатов исследования психики, в том числе и с позиций нейрофизиологии и нейропсихологии. Раскрыта структура мысли и соответственно образа, представления и воображения. Анализируется процесс выражения мысли в слове и понятии. Дается двухуровневая классифика ция познавательных процессов. Рассматриваются интеллектуальные операции. ...
Добавлено: 7 июля 2014 г.
В эксперименте испытуемые запоминали объекты в условиях, когда они были ранее названы или одним словом, или двумя. Как оказалось, наличие двух слов привело к ухудшению запоминания индивидуальных свойств предметов, в отличие от условия с одним словом. Такой эффект интенции значения - спонтанной активацией категоризации в присутствии слова – впервые обнаружен на искусственном материале. ...
Добавлено: 2 января 2013 г.
Исаева А. Н., Малахова С. А., Мир психологии. Научно-методический журнал 2015 Т. 84 № 4 С. 177-191
Статья посвящена проблеме трансформаций современного мышления в связи с развитием виртуального пространства жизни. В частности, рассматривается «клиповое мышление» как феномен «электронной личности» 21 века, конституирующей медиа-пространство и им же форматируемой. В работе изучаются психологические дефициты «клипового мышления», в качестве альтернативы рассматривается потенциал символического мышления, как порождающего целостное, объемное знание, отношение, впечатление, рефлексию личности, а также ...
Добавлено: 5 ноября 2015 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2012 № 2 С. 91-105
Дается обоснование перспектив исследований генеза мысли на пересечении психологии мышления и культурной психологии личности. Представлена модель «характеристик зрелой мысли», основанная на синтезе общепсихологических идей о мышлении и культурных данных о мыслительной жизни личности. К этим характеристикам относятся проблемность, операциональная сложность и понятийное богатство мысли. Показано, что интерпретация произведений как метод культурной психологии личности позволяет обогатить ...
Добавлено: 18 ноября 2012 г.
Зинченко В. П., Человек 2012 № 5 С. 5-19
В статье сделана попытка раскрыть положение Г.Г. Шпета, что слово является первым и главным принципом человеческого познания. С рождения ребенок попадает в атмосферу (духосферу, когитосферу, семиосферу) слова, которая обволакивает его, проникает в душу и становится внутренней формой образов, движений, действий, состояний и чувств. В 1,5–2 года, когда начинается эксплозия, «вулканический взрыв» детской речи, слово выходит ...
Добавлено: 12 ноября 2012 г.
Яр. : ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 1991
Сборник статей о влиянии субъективности на мышление ...
Добавлено: 6 июня 2014 г.