• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Социальные сети студентов: факторы формирования и влияние на учебу

Вопросы образования. 2013. № 4. С. 127-144.

Статья представляет собой введение в проблематику эмпирического анализа социальных сетей студентов высших учебных заведений. В первой части статьи приведены основные определения и дается представление о ключевых статистических характеристиках социальных сетей, таких как плотность сети density, степень сети degree, распределение степени degree distribution, маршрут walk, расстояние distance, диаметр diameter, коэффициент кластеризации clustering coefficient, центральность centrality. Далее описываются два подхода к моделированию социальных сетей и приводятся примеры конкретных моделей. Модели, которые рассматривают сеть как многомерную зависимую переменную (экспоненциальные модели случайных графов, стохастические актор-ориентированные модели и др.), объясняют связи характеристиками агентов и сетевыми статистиками. Модели, рассматривающие сети как независимые переменные (например, пространственные регрессионные модели), объясняют результаты деятельности акторов свойствами сети, результатами и характеристиками других акторов. Во второй части статьи представлен обзор эмпирических исследований социальных сетей студентов вузов. Одним из ключевых факторов, определяющих формирование дружеских связей между студентами, выступает близость их характеристик. Студенты стремятся взаимодействовать со сверстниками, похожими на них самих: из одной этнической группы, со схожими социально-экономическими характеристиками и интересами. Географическая близость мест проживания студентов, их соседство в общежитии также увеличивают вероятность установления дружеских связей. Другое направление исследований связано с анализом влияния социальных сетей студентов на их успеваемость и поведение в академической среде. Эмпирические исследования свидетельствуют, что студенческое окружение с хорошим уровнем подготовки — друзья, соседи по общежитию, одногруппники — положительно влияют на средний балл студента. Влияние на академическую успеваемость учащегося характеристик, поведения и успеваемости других учащихся называется эффектом сообучения, или эффектом среды. Существуют эмпирические подтверждения того, что эффект сообучения оказывает более сильное влияние на процесс обучения студентов, чем социальная интеграция, личные достижения или личная мотивация. Окружение студента влияет не только на успеваемость, но и на выбор изучаемых дисциплин, спортивные достижения и общее чувство удовлетворенности жизнью. Хотя студенческие социальные сети и формируются преимущественно под влиянием факторов эндогенного характера, адекватная политика университета может в некоторой степени воздействовать на развитие дружеских взаимоотношений студентов, значение которых обусловлено влиянием эффектов сообучения на академическую успешность студентов.