• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану»

Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8-63.

Обсуждаются основания структурного анализа в системе высшего образования с опорой как на имеющиеся исследования образовательных систем и подходы к анализу институционального многообразия в высшем образовании, так и на релевантные теоретические конструкции социальных наук, в том числе на теорию зависимости от предыдущего развития. Обосновывается использование ориентации на специфические сегменты рынка труда и характера основного продукта университета в качестве оснований типологии и выделения групп организаций. На основе сформулированного подхода к типологии реконструируется советский «мастер-план», поскольку, с точки зрения авторов, сегодняшняя структура российской системы высшего образования во многом определяется советским опытом ее развития. Показано, что советский проект был построен на идее административного регулирования рынка труда, а также на ряде исторически возникших институциональных особенностей и в целом реализовывал модель «квазикорпоративной» системы высшего профессионального образования. Анализируются изменения, произошедшие в структуре системы высшего образования, доставшейся России от СССР, под влиянием внешних для системы образования факторов и весьма в малой степени — за счет сознательной государственной политики. На основании анализа количественных данных описывается типология организаций высшего образования, возникшая в результате этих изменений. Рассматриваются возможные направления структурной политики в сфере высшего профессионального образования как основы для создания «мастер-плана» реструктуризации системы высшего образования в России. Сформулированы цели, которым должна отвечать модернизация структуры высшего образования: включение России в глобальные сети знаний и технологий; обеспечение потребности ключевых отраслей промышленности в кадрах и научно-исследовательских разработках, которая продиктована целями достижения конкурентоспособности страны; поддержание базовой социально-экономической структуры в регионе; удовлетворение растущего спроса населения на высшее образование.