?
Роль предыдущих знаний в порождении эффекта понятийной гибкости
Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 29.
Котов А. А., Дагаев Н. И.
Эффект понятийной гибкости – включение в понятие признаков, нерелевантных для формируемой категории, и дальнейшее оперирование ими в случае необходимости. Как показали предыдущие исследования, эффект понятийной гибкости возникает в задачах на вывод признака и не возникает в задачах на классификацию. В последнем случае внимание к признакам объекта становится слишком сфокусированным на одном признаке. В настоящем исследовании на выборке студентов (N = 60) проверялась гипотеза о том, что эффект понятийной гибкости может возникать в задачах на классификацию, если в качестве стимульного материала используются объекты, признаки которых имеют функциональные связи и могут быть соотнесены с семантическими знаниями испытуемого.
Котов А. А., Современная зарубежная психология 2013 Т. 2 С. 19-28
В статье мы анализируем современные данные о влиянии речевых знаков на формирование понятий в младенческом возрасте. Мы доказываем, что влияние речи на процессы категоризации у младенцев касается всех характеристик понятийного мышления: обобщения, дифференциации, индивидуации и индуктивного вывода. На основании этого обзора мы выделяем две противоположные теоретические позиции, в рамках которых можно объяснить влияние речи на ...
Добавлено: 21 июля 2013 г.
Введение. Научная работа посвящена лингвистическим понятиям терминологии и терминосистемы и рассматривает взгляды лингвистов на их определение и дифференциацию, объясняет семантику слова и термина, а также роль когнитивного подхода в современной терминологии. В научном исследовании дается определение понятия и категории, описывается роль процессов концептуализации и категоризации в английской терминологии. Поскольку более 90% новых слов, появляющихся в ...
Добавлено: 3 июня 2020 г.
Соснин А. В., Сибирский филологический журнал 2016
В статье c позиций когнитивной лингвистики определяется концепт как результат категоризации; суммарно рассматривается множество подходов к изучению данной ментальной сущности. Полагается, что концепт являет собой не строгую онтологическую таксономию, а диффузное множество, образованное с участием разносистемных парадигм. Основные концепты культуры или культурные константы рассматриваются как ментальные репрезентанты ее сверхтекстов, т.е. текстовых моделей, получаемых путем сближения ...
Добавлено: 27 января 2017 г.
В эксперименте испытуемые запоминали объекты в условиях, когда они были ранее названы или одним словом, или двумя. Как оказалось, наличие двух слов привело к ухудшению запоминания индивидуальных свойств предметов, в отличие от условия с одним словом. Такой эффект интенции значения - спонтанной активацией категоризации в присутствии слова – впервые обнаружен на искусственном материале. ...
Добавлено: 2 января 2013 г.
Котов А. А., Российский журнал когнитивной науки 2018 № 3 С. 1-18
Что помогает человеку формировать новые категории? В исследовании был реплицирован эффект влияния называемости частей объекта на научение новой категории (Zettersten & Lupyan, 2018): успешность нахождения визуального категориального признака (цветового оттенка) среди легко называемых цветовых оттенков была выше, чем среди оттенков с трудно называемым цветом. Дополнительно нами было показано, что данный эффект ограничен типом категориального правила: ...
Добавлено: 13 декабря 2018 г.
Уточкин И. С., Journal of Vision 2015 Vol. 15 No. 8 P. 1-14
Добавлено: 7 сентября 2015 г.
Лукьянов Е. А., Котов А. А., Теоретическая и экспериментальная психология 2018 Т. 11 № 2 С. 54-67
В данной работе мы изучали влияние формы организации обратной связи на выбор страте- гии категоризации при формировании новых категорий. Испытуемых распределяли в одно из двух условий на основе соотношения семантики слова и обратной связи: в ожидаемом условии при правильном ответе предъявляли слова из семантической группы «радость», а при неправиль- ном – из группы «грусть»; в ...
Добавлено: 8 октября 2019 г.
Котов А. А., Котова Т. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 3 С. 75-86
В эксперименте испытуемые запоминали объекты в условиях, когда они были ранее связаны с искусственными названиями. Как оказалось, названия привели к ухудшению запоминания отдельных свойств объектов, но лишь тогда когда они произносились испытуемыми вслух, но не привели, когда испытуемые названия вслух не произносили, а вместо этого произносились указания на месторасположение объектов. Данный результат обсуждается в отношении ...
Добавлено: 30 сентября 2013 г.
Уточкин И. С., Хвостов В. А., Стакина Ю. М., / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2017. No. 78.
Добавлено: 16 октября 2017 г.
Котов А. А., Когнитивные исследования 2014 Т. 1
В статье представлен обзор современных исследований множественных систем научения. Больше всего внимания было уделено модели COVIS (Ashby et al., 1998), поскольку эта модель наиболее успешно среди других моделей множественных систем научения объясняет противоречивые результаты, полученные в классических моделях категориального научения и хорошо соотносится с закономерностями онтогенеза категориального научения и его нарушений при различных локальных поражениях ...
Добавлено: 15 декабря 2014 г.
Котов А. А., Бангура М., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2014 Т. 11 № 1 С. 164-173
В эксперименте мы изучали влияние предыдущих знаний на создание правил категоризации и их изменение при использовании. Мы модифицировали эксперимент Э.Висневски и Д.Медина (1994) и испытуемые должны были находить общие признаки у набора детских рисунков, а потом использовать их для категоризации новых изображений. Оказалось, что при категоризации на основе предыдущих знаний, в отличие от условий, когда ...
Добавлено: 22 июля 2013 г.
Котов А. А., Котова Т. Н., Психологический журнал 2018 Т. 39 № 1 С. 57-69
Современные теории категориального научения разделяют научение простым правилам категоризации (на основе одного признака) и научение комплексным правилам (по совокупности признаков). В многочисленных экспериментах при использовании во время научения интерфери- рующих задач с разным содержанием было выявлено, что вербальная интерференция мешает нау- чению простым правилам категоризации, а невербальная интерференция затрудняет научение ком- плексным правилам категоризации. Однако ...
Добавлено: 14 февраля 2018 г.
Добавлено: 26 января 2021 г.
Добавлено: 25 июня 2018 г.
Уточкин И. С., Хвостов В. А., Wolfe J., Journal of Vision 2020 Vol. 20 No. 8 P. 1-22
Добавлено: 7 сентября 2020 г.
Малафеев А. Ю., Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Филология 2013 Т. 2 № 6 С. 140-144
В данной публикации рассматриваются некоторые методологические вопросы, актуальные для современной когнитивной лингвистики. Предлагаются возможные направления лингвокогнитивного анализа поэтического текста, представляющиеся перспективными: анализ процессов концептуализации и категоризации, а также категорий времени и пространства в частности. ...
Добавлено: 23 октября 2013 г.
Котов А. А., Носов А. В., Российский журнал когнитивной науки 2017 Т. 4 № 2-3 С. 39-48
В исследованиях, проводимых в рамках экологического подхода к познанию, показано, что при воспри- ятии предмета автоматически активируется моторная программа, связанная с предоставляемыми этим предметом возможностями (аффордансами). Проявляется эффект совместимости: в задаче категоризации предметов по нере- левантному для моторного действия признаку ответ той же рукой, которой выполнялось бы действие с предметом, дается быстрее, чем ответ другой ...
Добавлено: 14 февраля 2018 г.
Котов А. А., Agrba L. B., Vlasosova E. F. и др., / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2015. No. 35.
Добавлено: 6 апреля 2015 г.
Киселева С. В., В кн. : Когнитивные исследования языка. Вып. XIII : Ментальные основы языка как функциональной системы : сборник научных трудов. : М., Тамбов : Институт языкознания РАН; Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. С. 174-184.
Проблема категориального устройства языка является одной из важных в лингвистике. Основными познавательными процессами в языке являются концептуализация и категоризация. Именно категории представляют собой результат взаимодействия и показателя тесной связи этих познавательных процессов. Окружающий мир представлен в сознании человека большим количеством категорий, репрезентирующих опыт освоения этого мира. И для того чтобы познать мир, человеку приходится сталкиваться ...
Добавлено: 8 января 2014 г.
Сафонова М. А., Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация 2015 № 4 С. 134-138
В статье сравниваются категориальный и классификационный подходы к описанию случаев употребления английского артикля с целью обучения учащихся высшей школы правильному использованию английских артиклевых форм в устной и письменной речи. Рассматриваются посвящнные этой теме работы А. Томсона, С. Гринбаума, А. Мартинета, Я. Свартвика, Р. Квирка, Д. Лича, А.И. Смирницкого, В.Д. Аракина, .Г. Ахметовой и других филологов. ...
Добавлено: 20 сентября 2018 г.
Кривошеина И. В., Котов А. А., Социальная психология и общество 2016 Т. 7 № 4 С. 5-18
Теория конструктов разного уровня Н. Либерман и Я. Троупа часто упоминается в англоязычных источниках по социальной психологии. При этом она используется для объяснения различных феноменов и в когнитивных исследованиях памяти, восприятия и категоризации. В статье описываются основные постулаты теории, касающиеся связи психологическоий дистанции и уровня конструкта. Представлены краткие описания и основные результаты ключевых исследований разных ...
Добавлено: 4 марта 2017 г.
Растворова Ю. С., Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика 2016 № 1 С. 102-108
Аннотация: статья посвящена вопросам концептуализации и категоризации концепта ЖИЛИЩЕ в англоязычной картине мира древнеанглийского периода (VII-XI вв.). Выявляются характерные черты средневекового жилища, представления англоязычного концептоносителя об этом отрезке действительности. Отражение представлений о жилище в древнеанглийском языке находит воплощение в структуре его номинативного поля. ...
Добавлено: 18 ноября 2015 г.
Киселева С. В., Миронова М. Ю., В кн. : Региональные аспекты управления, экономики и права Северо-западного федерального округа России. Вып. 4(33).: Издательство ВАМТО, 2014. С. 30-35.
В статье описаны лингвистические понятия терминоведения, терминологии и терминосистемы, приведены точки зрения языковедов относительно определения и разграничения этих терминов, разъясняется семантика слова и термина, а также роль когнитивного подхода в современном терминоведении. В статье дается определение понятий концепт и категория, затрагивается вопрос роли процессов концептуализации и категоризации банковской терминологии английского языка. ...
Добавлено: 4 марта 2015 г.
Сапронов Ф. А., Макаров И. М., Горбунова Е. С., Экспериментальная психология 2023 Т. 16 № 3 С. 121-138
Категоризация — процесс, в результате которого происходит объединение объектов по принципам экономии когнитивных ресурсов и валидных подсказок, что обеспечивает более эффективную обработку информации. Одним из актуальных направлений исследований в этой области является изучение эффекта превосходства категории базового уровня в перцептивных задачах, например, в задаче поиска объектов. В представленном исследовании изучалось влияние роли категории (базовой или ...
Добавлено: 27 октября 2023 г.