• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 85 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Iosifyan M., Arina G., Flahault C. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. Vol. 8. No. 41. P. 1-10.
Добавлено: 26 апреля 2019
Статья
Iosifyan M., Arina G., Nikolaeva V. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2018. Vol. 11. No. 60. P. 1-14.

Аттитюды связаны с позитивной или негативной оценкой различных объектов. Когнитивные аттитюды относятся к суждениям об объектах, в то время как аффективные – к эмоциональному отношению к объектам. Исследование когнитивных и аффективных аттитюдов важно потому, что они оказывают влияние на поведение, связанное со здоровьем. Однако оценочные суждения и эмоции по отношению к объектам могут не совпадать и быть негативными и позитивными одновременно. Этот феномен – аффективная и когнитивная амбивалентность аттитюдов – играет роль модератора между аттитюдами и поведением. Амбивалентность аттитюдов обнаружена у подростков по отношению к рисковому поведению. В данном исследовании изучается амбивалентность аттитюдов по отношению к более широкому кругу объектов, связанных со здоровьем: рисковому поведению, здоровому поведению, семье и самому / самой себе. Так как амбивалентность может меняться в течение жизни, в данном исследования она изучается в возрастном аспекте. Мы сравнили аффективную и когнитивную амбивалентность аттитюдов по отношению к здоровью у младших (11–14 лет) и старших (15–16 лет) подростков. Всего в исследовании приняли участие 79 подростков от 11 до 16 лет. Участники оценили объекты, связанные со здоровьем, по шкалам «полезности» и «вредности», что позволило измерить когнитивную амбивалентность в отношении здоровья. Участники также выполнили цветовой тест, который измеряет силу ассоциаций между аффективными словами (позитивными и негативными) и объектами, связанными со здоровьем, что позволило измерить аффективную амбивалентность. У старших подростков обнаружена более выраженная аффективная амбивалентность аттитюдов (сосуществование позитивных и негативных аффектов по отношению к объектам, связанным со здоровьем), по сравнению с младшими подростками. Большая аффективная амбивалентность у старших подростков проявляется в аттитюдах по отношению к рисковому поведению и к семье. В то же время различий в когнитивной амбивалентности аттитюдов (сосуществование позитивных и негативных суждений по отношению к объектам, связанным со здоровьем) в двух группах подростков обнаружено не было. В обеих группах у подростков аффективное отношение к объектам более противоречивое, чем суждения об этих объектах. Этот результат может использоваться в рамках профилактических программ. Следует принять во внимание, что старшие подростки имеют более амбивалентные аффективные аттитюды по отношению к здоровью, особенно к рисковому поведению. Более амбивалентные аттитюды являются потенциальными мишенями для интервенционных программ, потому что они в большей степени подвержены воздействию, чем неамбивалентные аттитюды. Таким образом, профилактические программы для подростков могут быть нацелены в скорее на аффективную амбивалентность, чем на когнитивную. Они могут чаще содержать сообщения о приятных / неприятных аспектах объектов, связанных со здоровьем (например, спорт, рисковое поведение), чем информацию о вредности / полезности этих объектов.

Добавлено: 26 апреля 2019
Статья
Доброхотов А. Л. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 3 (17). С. 25-30.

Показан новаторский характер эстетики Габричевского в статье о работе Гердера "Пластика".

Добавлено: 4 ноября 2012
Статья
Корниенко Д. С., Дериш Ф. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. Т. 8. № 43.

Статья посвящена обсуждению взаимосвязей характеристик учебной мотивации и свойств, составляющих Темную триаду. Академические мотивы рассматриваются в соответствии с теорией самодетерминации. На выборке 124 студентов (возраст M = 18,9; SD = 0,26) изучались внутренние и внешние академические мотивы и амотивация как отсутствие мотивов. Свойства макиавеллизм, нарциссизм и психопатия диагностировались краткой версией опросника «Темная триада». Наибольшее число связей обнаружено между нарциссизмом и показателем академических мотивов, относящихся преимущественно к внутренней мотивации (познание нового, мотивация достижения и саморазвития). Из академических мотивов с психопатией связана только мотивация саморазвития и внешняя мотивация. Макиавеллизм не является предиктором академических мотивов.

Добавлено: 21 февраля 2017
Статья
Корнилова Т. В., Чумакова М. А. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 46. С. 5.

Статья представляет результаты апробации на русскоязычной студенческой выборке (n=415) краткого десяти-пунктного опросника диагностики черт Большой пятерки – TIPI (экстраверсии, согласия, добросовестности, эмоциональной стабильности и открытости опыту). Оценивались факторная структура, согласованность, конвергентная валидность опросника TIPI (по опроснику А. Хромова). Использовались также опросники Личностные факторы принятия решений (ЛФР), Новый опросник толерантности к неопределенности, Мельбурнский опросник индивидуальных особенностей принятия решений и опросник Темная Дюжина.

Показано, что связи с отношением к неопределенности для 4-х из 5 черт консистентны полученным для англоязычной выборки. Результаты исследования позволяют связывать эти черты с разными динамическими регулятивными системами. Установлены также различия для связей черт Большой пятерки с личностными факторами саморегуляции (готовностью к риску и рациональностью). Установленные связи с переменными Темной Триады (макиавеллизм, психопатия, нарциссизм) позволяют рассматривать соответствующие краткие опросники как взаимодополняющие друг друга в характеристике целостной картины личностных свойств, которая была бы неполной при оценивании только позитивно одобряемых свойств. Корреляционный анализ комплекса свойств по разным опросникам позволяет связывать позитивную стилевую регуляцию принятия неопределенности, выражающуюся в свойстве бдительности по опроснику МОПР, с ростом индексов всех свойств Большой пятерки (кроме согласия).

Добавлено: 23 февраля 2016
Статья
Орел Е. А., Науменко А. С. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. № 4(12).

Представлен обзор зарубежных исследований, анализирующих влияние индивидуальных особенностей разработчика тестов на конструируемые им тестовые задания. Факт существования такого влияния кажется очевидным, однако работ, посвященных этому вопросу, относительно немного. Наличие такого влияния во многих случаях несет угрозу валидности разрабатываемого инструмента. Рассматривается отражение личности автора тестовых заданий в тестах знаний, личностных опросниках и инструментах для оценки профессиональных навыков. Сформулированы рекомендации по минимизации и/или компенсации влияния индивидуальности разработчика на его творческую продукцию.

Добавлено: 10 октября 2012
Статья
Поддьяков А. Н. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 30. С. 8-8.

Стратегии совладания с трудностями и отношение к ним зависят от того, считает ли субъект трудность: а) возникшей без чьего-либо вмешательства и намерения (пример – природное явление) или же б) созданной преднамеренно. Во втором случае стратегии совладания принципиально зависят от того, как субъект атрибутирует намерения создателя трудностей – считает ли он, что трудность создана с враждебными намерениями по отношению к нему или же с добрыми. Обсуждаются возможности объединения подходов к анализу совладающего поведения и атрибуции намерений. Приводятся данные опроса о совладании с трудностями, возникшими без чьего-либо намерения и созданными специально.

Добавлено: 3 сентября 2013
Статья
Дробовцева М. В., Котова М. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 47. С. 1-27.

Цель исследования заключалась в определении и эмпирической проверке факторов, которые могут вносить вклад (усиливать или ослаблять) во взаимосвязь между гражданской и этнической идентичностью. Предположив, что взаимосвязь двух видов идентичности отражает особенности межгрупповых отношений, авторы в качестве факторов-модераторов выделили факторы социокультурного контекста, предложенные Дж.Берри, а именно: культурный, исторический, политический и экономический. Эмпирическая проверка действия факторов показала, что экономический оптимизм (составляющая экономического фактора) и воспринимаемая гражданская дискриминация (составляющая исторического фактора) усиливают взаимосвязь между гражданской и этнической идентичностью, тогда как другие факторы приводят к менее однозначным результатам.

Добавлено: 1 марта 2016
Статья
Корниенко Д. С., Дериш Ф. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. Т. 8. № 43.

Приводятся результаты исследования взаимосвязей хронотипических особенностей суточной активности и личностных свойств Темной триады. Основываясь на предыдущих работах, можно предполагать, что макиавеллизм, нарциссизм и психопатия связаны с предпочтениями вечернего хронотипа. Выборку составили 191 студент пермских вузов, возраст 18–25 лет. Для проверки гипотез использовались краткая форма опросника «Темная триада» и краткая версия «Утренне-вечернего опросника» (Morningness-Eveningness Questionnaire). Полученные данные обрабатывались корреляционным и множественным регрессионным анализом. В результате было обнаружено, что макиавеллизм связан со склонностью к утреннему, а психопатия – к вечернему хронотипу. Нарциссизм не обнаруживает связей с хронотипическими особенностями.

Добавлено: 21 февраля 2017
Статья
Климов А. А. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 31.

В статье сопоставляются исследования сплоченности и воспринимаемой целостности группы, проведенные различными авторами в рамках двух подходов к пониманию проблемы групповой целостности. Анализируются причины и последствия возникновения целостности группы. Рассматривается связь этого конструкта с эффективностью групповой деятельности. Предлагаются основания, на которых могут быть соотнесены широко используемые в социальной психологии понятия «групповая сплоченность», «групповая целостность» и «воспринимаемая целостность группы».

Добавлено: 17 ноября 2013
Статья
Зирко А. В., Орлов А. Б. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2017. Т. 10. № 53. С. 3-3.

Рассматриваются основные направления вокалотерапии и вокальных практик в психотерапии. Выделяются вокальные практики, реализуемые внутри определенных психотерапевтических направлений: терапии экспрессивными искусствами, процессуальной терапии, онтотерапии и др. Отмечены отдельные вокалотерапевтические практики: музыковокалотерапия, вокаломузыкотерапия, вокалопсихотерапия, трансперсональная голосовая терапия и др. Рассматриваются возможные модели вокалотерапии: медицинская как способ воздействия на организм и личность больного и психологическая как средство самовыражения клиента, обнаружения его аутентичности и целостности. Обсуждаются методы и техники вокалотерапии: техники групповой вокало- и музыкотерапии в психиатрических и соматических клиниках, вокализации в измененном состоянии сознания, техники вокального удержания, свободного ассоциативного пения, скандирования, медитации, релаксационные и дыхательные техники. Упоминаются методики, используемые в немногочисленных исследованиях в данной области: наблюдение, анкетирование, самоотчеты, психофизиологические методы. Рассматривается процесс становления внутреннего Я и формирования внешнего Я. Модель соотносится с возможностью поиска аутентичного голоса. Описаны способы самоотождествления человека. Выдвигается предположение об отражении процессов самоотождествления в звучании голоса, описана предположительная специфика его звучания. Предлагается модель процесса вокалотерапии в поиске аутентичного голоса внутреннего Я. Описана классификация типов вокализаций. Типы вокализаций соотносятся со звучанием голосов внешнего и внутреннего Я. Выделены их субъективные маркеры. Вокализации соотносятся с внутренними инстанциями личности, которые проявляются в психотерапии и жизни: внутренним клиентом, внутренним терапевтом и внутренним наблюдателем. Предполагается, что если в вербальной терапии происходит постепенный переход от внутреннего наблюдателя к внутреннему клиенту и внутреннему терапевту, то в вокалотерапии – от импрессивных и неаутентичных вокализаций сначала ко всему спектру вокализаций, а затем к экспрессивным и аутентичным вокализациям. Представлена возможная перспектива проведения эмпирического исследования. Даны критерии, с помощью которых вокализирующие и слушатели могут оценивать процесс и результат вокализаций.

Добавлено: 20 июля 2017
Статья
Доброхотов А. Л. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 6.

Показан новаторский характер эстетики Габричевского в статье о работе Гердера ПЛАСТИКА

Добавлено: 3 мая 2011
Статья
Заикин В. А. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. Т. 5. № 25.

Рассматриваются характеристики субъекта, опосредующие групповое влияние и особенности функционирования группы в ситуации необходимости принятия группового морального решения. Выборка: 86 студентов в возрасте от 18 до 24 лет. Отмечается, что в ходе групповых дискуссий участники с более высоким уровнем развития индивидуального морального сознания гораздо легче регрессируют, нежели повышают свой уровень индивидуального морального сознания. Показано, что в ситуациях столкновения индивидуальных позиций участники групповых дискуссий проявляют ограниченную рациональность, склонность к оппортунизму и пассивность. Содержательно анализируется проявление данных черт в ситуации принятия группового морального решения.

Добавлено: 4 марта 2013
Статья
Елисеенко А. С., Поддьяков А. Н. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 50.

Рассматривается процесс решения комплексной проблемы человеком при взаимодействии с новой сложной системой (виртуальной фабрикой, смоделированной посредством компьютерного динамического сценария) в аспекте сопоставления динамики процессов приобретения знаний о системе и их применения. Сравниваются результаты успешных и неуспешных участников по объективным показателям (прибылям-убыткам, осуществляемым действиям по сбору информации о системе и управлению ею, движениям глаз по рабочему полю) и по субъективным оценкам характеристик задачи и хода ее решения. Регистрация движений глаз проводилась в контексте классификации действий испытуемого на: а) ориентировочные (работа с информационными табло) и б) исполнительные (работа с пультами управления). Постулировалось, что о приобретении знаний о системе свидетельствуют зрительные фиксации на информационных табло, а о применении знаний – зрительные фиксации на исполнительных табло и команды по изменению параметров на них. Показано, что на начальных этапах решения комплексной проблемы по управлению новой системой успешные участники в большей степени ставили познавательные цели, касающиеся системы, чем практические (получить прибыль), а неуспешные – в большей степени ставили практические, чем познавательные. Проявление в системе значимых новых факторов приводило у успешных участников к активизации познавательных целей и к снижению уровня практических целей, у неуспешных – к общему снижению уровня и познавательных, и практических целей. В заключение ставится проблема диагностики не оцениваемых обычными компьютерными сценариями компетентностей «архитекторов» сред и правил при решении комплексных проблем.

Добавлено: 27 декабря 2016
Статья
Этко Е. А. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. Т. 8. № 41. С. 8.

Проводится сравнительный анализ процессов персонализации и персонификации как процессов становления личности. Существующие в российской психологической науке разночтения в определении содержания понятий «персонализация» и «персонификация» рассматриваются как неустранимые в теории ввиду различных онтологических оснований теорий личности, лежащих в основе авторских концепций персонализации (В.А.Петровский) и персонификации (А.Б.Орлов). Предлагается и обсуждается эмпирический путь исследования процессов персонализации и персонификации на основе фиксации динамики смысловых содержаний субъекта в определенных формах языкового выражения – знаке, метафоре и символе.

Добавлено: 19 мая 2017
Статья
Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. Т. 5. № 26.

Несмотря на большой интерес психологов и социологов к проблеме идентичности, на настоящий момент не достигнуто единого подхода как к определению и структуре идентичности, так и к механизмам ее формирования и особенностям функционирования. В данной работе обсуждаются возможности использования модели телесной идентичности, предложенной в рамках психологии телесности, для интерпретации других форм идентичности и самого механизма идентификации. В качестве универсального феноменологического переживания идентичности рассматривается ощущение управления/авторства и принадлежности.

Добавлено: 7 октября 2013
Статья
Белинская Е. П. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 30.

В статье рассматриваются особенности пользования социальными сетями Интернета в подростковом и юношеском возрасте; анализируются социально-психологические следствия подобной коммуникации и их содержательное влияние на процесс подростковой социализации в целом. Представлены результаты эмпирического исследования, ставящего своей целью изучение взаимосвязи параметров психологического благополучия и опыта коммуникации в социальных сетях. Отмечается, что активное включение современных подростков в информационное пространство нивелирует часть традиционных особенностей социализации данного возраста, а также слабо связано с параметрами психологического благополучия; исключение составляют переживание одиночества и качественные характеристики коммуникации.

Добавлено: 5 ноября 2013
Статья
Емелин В. А., Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 45. С. 3-3.

В современном мире информационные технологии выступают в качестве неотъемлемой составляющей жизни человека, через которую преломляется весь круг его интересов и деятельностей. Выдвигаются предположения, что информационные технологии связаны со снижением роли семьи и непосредственного общения в формировании личности, а также изменением роли ценностей и трудностями идентификации. В данной работе на основе применения рисуночной методики оценки восприятия технологий было показано, что после учета индивидуального стиля рисования респондентов близость технологических объектов к «Я» была связана с большим расстоянием от семьи, личностных черт, интересов и ценностей от «Я». Близкие паттерны результатов получены на двух выборках студентов и взрослых (n1 = 161 и n2 = 123) для трех объектов – интернета, мобильного телефона и телевизора. Более детальный анализ рисуночной методики показывает, что этот результат должен интерпретироваться в общих терминах отношения человека к различным сферам и аспектам своей жизни, тогда как психологическое содержание и последствия изменений в этой структуре должны выявляться в отдельных исследованиях. Так, идентификационные отношения с интернетом, мобильным телефоном и телевизором не опосредствует связи отношения к семье и субъективного благополучия / неблагополучия или совладающего поведения. Обсуждаются возможности и ограничения применения рисуночной методики оценки восприятия технологий

Добавлено: 22 октября 2016
Статья
Чернышкова Е. Ю. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2008. № 3 . С. 320-329.
Добавлено: 23 апреля 2010
Статья
Фаликман М. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. Т. 8. № 42. С. 3-3.

Обсуждаются изменения в когнитивной парадигме, характерные для последних десятилетий и обусловленные развитием наук о мозге и методов регистрации его активности в ходе решения познавательных задач. Прослеживаются источники и направления этих изменений, ставится вопрос о том, каким может быть предмет когнитивной психологии в этом контексте.

Добавлено: 25 августа 2015
Статья
Чеботарева Е. Ю. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015. Т. 8. № 39. С. 7-7.

Статья посвящена анализу особенностей межкультурного взаимодействия представителей миноритарной культуры (на примере карелов) в связи с характеристиками коммуникативной личности субъектов этого взаимодействия. В исследовании не выявлено статистически значимых различий в стилях межэтнического взаимодействия карелов и русских. Обнаружены многочисленные связи между характеристиками коммуникативной личности и стилем межэтнического взаимодействия. Доказано, что речевые характеристики личности могут быть надежным источником информации о личностных характеристиках субъекта речевой деятельности, определяющих его стиль межкультурного взаимодействия и социализации в инокультурном окружении.

Добавлено: 21 ноября 2017