?
Куррикулум для героя: Геракл и Ахиллес
Калининград :
Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2023.
Пичугина В. К., Жирнова А. С.
Под общей редакцией: Пичугина В. К.
Особенности образовательного пути героя являются наименее изученной частью истории педагогической культуры, несмотря на большое внимание античных авторов к жизнеописанию героев и обширную традицию обсуждения их подвигов. Древнегреческая paideia для героя, из которой выросла древнеримская humanitas, особым образом сочетала публичное и личное, идеальный образ сильного и мужественного человека и реальные переживания того, кто хотел соответствовать этому образу. В монографии представлены результаты междисциплинарного исследования образов Геракла-ученика и Ахиллеса-ученика, присутствующих в нарративной и визуальной традициях и дающих представление об учебном плане для древнегреческого героя.
Язык:
русский
Пичугина В. К., Отечественная и зарубежная педагогика 2022 Т. 1 № 2(83) С. 148-167
В статье осуществлен историко-педагогический анализ образов Геракла-ученика, присутствующих в текстах античных авторов и на керамике VI–V вв. до н.э. и дающих представление об учебном плане для древнегреческого героя. Особенности образовательного пути героя являются наименее изученной частью истории античной педагогической культуры, несмотря на большое внимание античных авторов к жизнеописанию Геракла и обширную традицию обсуждения его подвигов. ...
Добавлено: 29 апреля 2022 г.
Пичугина В. К., Hypothekai 2022 № 6 С. 78-104
В статье осуществлен историко-педагогический анализ образов Хирона – кентавра, посвятившего существенную часть жизни педагогической деятельности. Среди обширного перечня знаний, умений и навыков, которыми обладал и которые передавал Хирон своим многочисленным ученикам, выделяются три сферы, связанные с обучением: 1) ведению боя, отнятию жизни, 2) медицине, возвращения жизни – искусству врачевания, обратному воинскому, 3) специальным навыкам, например, ...
Добавлено: 17 апреля 2022 г.
Пичугина В. К., Жирнова А. С., Отечественная и зарубежная педагогика 2021 Т. 1 № 4(77) С. 30-44
В статье осуществлен историко-педагогический анализ визуальной и нарративной составляющих
в античной традиции об обучении и воспитании Ахиллеса (Ахилла). Уникальность образовательного пути Ахиллеса подчеркивают многие античные авторы, и, в особенности, Гомер, который превращает тему взросления Ахиллеса в одну из главных тем «Илиады». В сложном сюжете «Илиады»
представлены разные уровни аристократического воспитания юношества на примере Ахиллеса —
героя с непростым ...
Добавлено: 13 августа 2021 г.
Пичугина В. К., Диалог со временем 2023 Т. 83 С. 198-214
В статье представлены результаты междисциплинарного исследования образов Геракла-лучника, присутствующие в текстах античных авторов и на керамике VII–IV вв. до н.э. и дающие представление об изменении понимания воинской добродетели через противопоставление лучников и гоплитов. Из корпуса источников выбраны только те, которые позволяют представить особенности образовательного пути героя, и исключены тексты и изображения Геракла, совершающего подвиги. Традиционно ...
Добавлено: 4 августа 2023 г.
Наследие древнеримского политика, оратора и интеллектуала Марка Туллия Цицерона рассмотрено как совокупность текстов, которые на протяжении столетий включались в учебные планы для гуманитариев и которые существенно изменили нарративную традицию, фиксирующую способы понимания гуманитарной реальности. Ключевым для авторов стал следующий вопрос: как и с какими целями наследие Цицерона предъявляется гуманитариям в учебных текстах в первые два ...
Добавлено: 10 сентября 2021 г.
Пичугина В. К., Электронный научно-образовательный журнал "История" 2023 Т. 14 № 4
В статье рассматриваются эпизоды из «Илиады», касающиеся конфликта Агамемнона и Ахиллеса. Их гневная ссора и ее результаты метафорично определены как своеобразная школа гнева, уроки которой преподносят и усваивают не только участники конфликта, но и окружающие. Слово «гнев» является словом, с которого начинается поэма и которое многократно присутствует ней, сопряженное с разными эпитетами. «Илиада» является сочинением, ...
Добавлено: 3 июля 2023 г.
Руткевич А. М., / Высшая школа экономики. Серия WP6 "Гуманитарные исследования". 2014. № 02.
В данном эссе рассматривается история европейского высшего образования в ее соотношении с историей философской мысли. Философские и риторские школы в античности, средневековый и гумбольдтовский университеты, современный массовый университет – таковы институты высшего образования в рамках нашей цивилизации. На каждом этапе система высшего образования опиралась на ряд философских идей о мире и человеке, а философское образование ...
Добавлено: 11 июня 2014 г.
Маслинский К. А., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология 2015 № 2 (37) С. 41-58
Задачи этой статьи — проанализировать советские школьные правила как часть непрерывной школьной традиции и как способ репрезентации образа советского школьника. Вторая часть статьи посвящена анализу содержания корпуса из 21 текста правил, напечатанных в СССР (1937—1984) типографским способом от имени отдельных школ. Текст правил, взятый в отдельности, не может использоваться как прямое свидетельство дисциплинарной практики, однако ...
Добавлено: 26 августа 2015 г.
Уваров П. Ю., History of Education and Children's Literature 2014 Vol. IX No. 1 P. 227-250
The article explores the 16-th century lawsuit in Paris University. If we look for the causes of future collisions in the 1586 court hearings, then we should speak more generally about the conflict between the Theology and Art Faculties, between the dean and the Rector, or between the Sorbonne and Navarra colleges. Latent rivalry, hitherto ...
Добавлено: 29 января 2014 г.
Ченцова А. А., Авдеенко Н. А., Вопросы образования 2023 № 1 С. 246-272
В российской общественной и научной дискуссии вокруг преподавания литературы в школе и попыток сравнения российского куррикулума по сло-весности с куррикулумами других стран недостает аргументов, основанных на исследованиях, и информации об опыте осмысления и пересборки этого предмета за пределами страны. В обзорной статье представлены основные современные дискурсы в теории и проектировании куррикулума: консервативный проект, неолиберальная техницистская ...
Добавлено: 18 апреля 2023 г.
Левинсон К. А., М. : Памятники исторической мысли, 2017
В книге рассматриваются буквари, азбуки и другие учебники для начальной школы, использовавшиеся в раннее Новое время в Европе. ...
Добавлено: 24 октября 2017 г.
Маслинский К. А., Историко-педагогический журнал 2016 № 4 С. 76-85
В статье обсуждаются исторические условия, способствовавшие формированию характерной для советской школы 1950-х - 1980-х гг. системы дисциплинарного давления, использующей детский коллектив. Такое педагогическое давление зачастую принимало формы пионерской и комсомольской работы с отстающими и нарушителями дисциплины. Предложена гипотеза, что отмена школьных наказаний в 1918 году и специфика социокультурного контекста 1920-х привели к отработке и последующей ...
Добавлено: 9 января 2017 г.
Маслинский К. А., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология 2015 № 1 (36) С. 56-72
Задача этой статьи — проанализировать советские школьные правила как часть непрерывной школьной традиции и как способ репрезентации образа советского школьника. Статья разделена на две части. Первая часть представляет собой краткий исторический очерк о правилах поведения в дореволюционной и советской школьной политике и практике. Материалом послужили упоминания этих правил в постановлениях советской власти и советских нормативных ...
Добавлено: 25 марта 2015 г.
K.A. Maslinsky, Russian Education and Society 2016 Vol. 58 No. 5-6 P. 428-451
Добавлено: 18 апреля 2017 г.
М. : Восточная литература, 2017
Труды конференции "Общество и государство в Китае" различной тематики, связанной с Китаем и соседними регионами. ...
Добавлено: 31 октября 2018 г.
Русское слово - учебник, 2021
В антологии представлены фрагменты переводов западноевропейских сочинений IV–XVI вв. (с латинского, греческого, древнеанглийского, средневерхненемецкого языков), посвящённые воспитанию и обучению подрастающих поколений. В книгу включён обширный комментарий, объясняющий педагогические практики эпохи Средних веков, Возрождения и Реформации. ...
Добавлено: 21 сентября 2021 г.
Директ-Медиа, 2017
Предметом четвертого тома собрания сочинений О. М. Медушевской является ее научно-педагогическая школа. Здесь представлены работы, отражающие вклад теории когнитивной истории в переориентацию гуманитарного образования и, в частности, основ исторического и источниковедческого научно-педагогического направления. Публикуется ряд научных и научно-методических работ, раскрывающих основы методологии истории, место источниковедения в системе гуманитарного образования, его взаимоотношения с юриспруденцией, архивоведением, документоведением ...
Добавлено: 7 января 2023 г.
Романова О. А., Образование и саморазвитие 2021 Т. 16 № 2 С. 105-123
Статья посвящена анализу отечественной литературы, связанной с реализацией компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании (СПО). Целью работы является систематизация имеющихся публикаций по данной проблематике и формирование актуаль- ной повестки для будущих исследований. Статья представляет систематический литератур- ный обзор: единообразное описание выборки публикаций из наиболее авторитетных россий- ских изданий за период 2005-2019 гг. в рамках предварительно ...
Добавлено: 1 июля 2021 г.
Майофис М. Л., Вестник Пермского университета. Серия: История 2019 No. 4 P. 85-94
Добавлено: 3 февраля 2020 г.
Лурье З. А., Полякова М. А., Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. 2019 № 8 С. 356-379
Данная публикация — комментированный перевод на русский язык отрывков из «Наставлений» Филиппа Меланхтона. Текст устанавливал нормативный порядок (Ordnung), которому должны следовать на местах на уровне догматики (которой посвящена значительная часть текста: 14 из 18 артикулов), практических аспектов церковной жизни (вопросы общего порядка, литургия, брак, спор о свободе воли, практика церковного отлучения и война с турками) и ...
Добавлено: 7 сентября 2023 г.
Тула : Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2021
В сборник включены тексты докладов участников Всероссийской научной конференции памяти Виталия Григорьевича Безрогова (1959-2019), а также материалы дискуссии по каждому выступлению. Автобиографии детства, поучительная литература, учебники, данные визуальной антропологии - эти и другие источники были представлены участниками конференции и вписаны в междисциплинарный научный дискурс истории детства. Надеемся, что чтение материалов сборника вызовет широкий интерес к ...
Добавлено: 19 октября 2021 г.
Вишленкова Е. А., Kwartalnik Historii Nauki i Techniki. Quarterly Journal of the History of Science and Technology 2018 No. 4 P. 93-114
Добавлено: 21 ноября 2018 г.
P. : Publications de la Sorbonne, 2021
Добавлено: 23 октября 2018 г.
Хусяинов Т. М., Педагогика и просвещение 2014 № 4 С. 30-41
В данной статье рассматриваются основные вехи развития и становления системы дистанционного образования, от первых упоминаний о “корреспондентском обучении” в начале XVIII века до современного онлайн-образования, реализуемого по средствам сети Интернет. Предметом данного исследования выступает процесс развития дистанционного образования. Автором работы рассматривает как создание отдельных курсов, так и целых высших учебных заведений, реализующих в своей деятельности ...
Добавлено: 6 июля 2016 г.