?
Пропагандистский дискурс в «Сказке о тульском косом левше и стальной блохе» Н. С. Лескова
Scando-Slavica. 2023. Т. 69. № 1. С. 88-105.
В настоящей статье рассматриваются возможные источники хрестоматийного текста Н.С.Лескова, «Сказ о тульском косом левше и стальной блохе». Анализ исторического и литературного контекста «Сказа» позволило нам, с одной стороны, выявить несколько новых литературных источников «Левши», с другой, обнаружить, что за внешне шутливой лесковской имитацией устной народной речи скрывается язвительная пародия на русскую пропагандистскую литературу 1850–1870-х гг.
Кучерская М. А., Лифшиц А. Л., Slovĕne 2020 Т. 9 № 2 С. 192-209
Н. С. Лесков известен своей любовью к языковой игре, каламбурам, редко употребляемым словам и словотворчеству — все это он обычно использует как материал для конструирования образа рассказчика. В связи с этим особый интерес представляет одно из самых малоизученных его сочинений, «Заметки неизвестного» (1884) — собрание коротких анекдотов, преимущественно из жизни духовенства. В этом цикле Лесков ...
Добавлено: 4 ноября 2020 г.
Харитонова Н. Ю., Латинская Америка 2015 № 9 С. 90-99
В статье рассматриваются повести из сборника «Шесть ложных романов» испанца Рамона Гомеса де ла Серны. Утверждение писателя, что его «романы» не являются пародией, пересматривается в контексте теоретических рассуждений о романе Хосе Ортеги-и-Гассета и о массовой испанской литературе начала ХХ в. Анализ позволяет уточнить природу пародийного и игрового характера текста, в чем и заключается его экспериментальность. ...
Добавлено: 22 августа 2015 г.
Образцов А. В., Сулейманова А. С., Российская тюркология 2015 № 1 (12) С. 55-63
Статья посвящена рассмотрению особенностей повествовательной стратегии Огуза Атая. Совмещая модернистские и постмодернистские подходы, автор балансирует между мистификацией и пародией. Объектом деконструкции становятся базовые концепты истории древних тюрок и их культуры. ...
Добавлено: 23 марта 2016 г.
Шерстобоева Е. А., Медиаскоп 2010 № 1
В статье рассматривается проблема неопределенности правового статуса телепародии в РФ в контексте положений п. 3 ст. 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации, разрешающих свободное использование произведений в жанре пародии. Автором предпринимается попытка сформулировать критерии отнесения произведений к жанру пародии, которые недостаточно исследованы в научной литературе, несмотря на рост количества и популярности телепрограмм данного жанра на современном ...
Добавлено: 16 ноября 2012 г.
Кучерская М. А., Slavic Literatures (ранее - Russian Literature) 2015 Vol. 77 No. 3 P. 367-382
Добавлено: 19 января 2014 г.
Кучерская М. А., Вестник Московского университета. Серия 9: Филология 2012 Т. 9 № 1 С. 95-106
В настоящей статье анализируется круг очевидных и гипотетических источников очерка Н.С. Лескова «Путимец» (1883), главным героем которого является Н.В. Гоголь. В исследовании делается попытка доказать, что среди текстов, на которые опирался Лесков в создании ключевого персонажа, - роман М.Н. Загоскина Юрий Милославский, юношеские письма Гоголя родным, воспоминания А.П. Стороженко. На основании результатов исследования делается заключение, ...
Добавлено: 1 сентября 2012 г.
Dmitry Kurdybaylo, Kurdybaylo I., European Journal of Humour Research 2021 Vol. 9 No. 2 P. 36-51
Добавлено: 3 октября 2022 г.
Кучерская М. А., Русская литература 2017 № 2 С. 40-49
Статья посвящена реконструкции мотивов Лескова, которыми он руководствовался при создании очерка "Леди Макбет Мценского уезда" и отправке рукописи в журнал братьев Достоевских "Время". Осенью 1864 года положение Лескова в литературе было довольно щекотливым (история с романом "Некуда", предшествущая тому "пожарная" история), и Лесков должен был тщательно продумать, рассказ какого содержания будет востребован. Обострение "женского" вопроса, ...
Добавлено: 30 января 2017 г.
Шкапа Е. С., Purloined Letters 2020 No. 22 P. 17-21
В статье анализируются цитаты, аллюзии и отсылки, присутствующие в рождественском рассказе Н.С.Лескова "Чучело". В частности, анализируется функциональные аспект использования, обращая внимания на связь с сюжетом произведения. ...
Добавлено: 25 ноября 2020 г.
Кучерская М. А., Russian Review 2016 No. 1 P. 67-85
Leskov researchers have often and justifiably focussed on the influence of Old Russian literature and folklore in his prose. However, 19th century Russian literature is equally essential to his work. Leskov often borrowed plot devices, images, and names from his contemporaries; these aspects of his work, namely his 'intertextuality' and literature-centrism are under-appreciated. This paper ...
Добавлено: 25 марта 2015 г.
Авраменко И. А., Мировая литература в контексте культуры 2013 Т. 8 № 2 С. 52-59
Рассматривается преломление модернистской традиции в английском романе 1930-х годов на примере раннего романа Э.Поуэлла «Полуденные люди» (1931). Сохраняющиеся у писателя типологические свойства модернистского романа включают в себя мифологический универсализм, цикличность мировосприятия, эпистемологическую неуверенность, герметизм художественного мира, при этом отдельные темы, мотивы, идеи и образы модернистской культуры комически пародируются и переносятся в сферу массовой культуры.
Обращение к ...
Добавлено: 30 января 2014 г.
Родина М. А., В кн. : О. Уайльд и Россия: Проблемы поэтики и рецепции. : М. : ИМЛИ РАН, 2023. С. 285-297.
В статье советский мультипликационный фильм «Кентервильское привидение» 1970 г. сравнивается с его литературным первоисточником. Через ана- лиз высказываний О. Уайльда об Америке и американцах, эстетических воззрений автора и идей подзаголовка рассказа делается вывод о первостепенном значении для Уайльда дихотомии «искусство-материализм», которая и легла в основу расска- за «Кентервильское привидение». Мультфильм режиссеров Зинаиды и Валентины Брумберг, ...
Добавлено: 25 февраля 2023 г.
Павловец М. Г., В кн. : «Вакансия поэта»‐3: Материалы Международной научной конференции «Кризис “поэтического” / экспансия “поэтического”» (Воронеж, Воронежский государственный университет, 26‐27 ноября 2021 г.). : НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2021. С. 5-20.
Статья посвящена опытам написания в русскоязычной поэзии ХХ - начала ХХ1 века «анти(мета)верлибров» - стихотворений в верлиб- рической форме, направленных на демонстрацию симулятивности или вто- ричности верлибра с целью его пародийного осмеяния или дискредитации. В качестве материала для анализа взяты как опыты авторов - поэтов-люби- телей, связанных при этом с литературой как учебным предметом или ...
Добавлено: 2 мая 2022 г.
Шкапа Е. С., Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение 2015 № 2 (2) С. 55-66
В статье делается попытка раскрыть роль иконы в святочных рассказах Н.С. Лескова, показать тематическую связь с содержанием произведений писателя, более глубоко понять авторское восприятие религиозных образов православия, подчеркнуть иконографический аспект в его изобразительной манере. Творческий метод Н.С. Лескова обусловлен пониманием религиозной живописи, искусства иконописи и возможности литературного слова, а также религиозным мировоззрением писателя, в основу ...
Добавлено: 8 декабря 2018 г.
Пенская Е. Н., Михайленко А. С., ENTHYMEMA 2023 No. 3 P. 1-10
Nikolay Erdman’s play “The Suicide” is closely interrelated to the iconic pieces of “suicide tragedy” because of its genre specific traits. Traditionally, West European literature represents suicide theme in coherence to the theme of impasse/honor/love. Russian drama of XIX century gave the suicide theme a new meaning, since “suicide texts” are turn into tragifarce or ...
Добавлено: 9 декабря 2022 г.
Кучерская М. А., Scando-Slavica 2016 Vol. 62 No. 2 P. 58-78
Настоящая статья исследует механизмы творческого метода Н.С.Лескова на материале его очерка "Леди Макбет Мценского уезда" (1865). В статье демоннстрируется, что очерк, который Лесков стилизует под документальный, описывающий реальные события, происходившие в Мценском уезде, в основном опирался отнюдь не на реальность, но на газетные и журнальные публикации начала 1860-х годов. Выбор темы, главной героини, сюжета во ...
Добавлено: 14 апреля 2016 г.
Павлов А. В., Логос 2012 № 6 С. 180-195
Автор исследует такой феномен порнографической культуры, как порношик, акцентируя внимание на американском кинематографе 1970-х. Основываясь на гипотезе, что порношик — это попытка представить порнографию в качестве высокого искусства, автор анализирует ключевые для данного течения картины, выделяя те изменения, которые претерпело понятие «порношик» с течением времени, и определяя его слабые места, которые не позволили феномену порношика ...
Добавлено: 4 марта 2013 г.
Кривко Р. Н., Русская речь 1996 № 4 С. 103-108
В статье рассматривается выражение "полиелей синодальной униформы" ...
Добавлено: 1 апреля 2015 г.
Кучерская М. А., В кн. : Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ (г. Гранада, Испания, 13–20 сентября 2015 года). Т. 5: Динамика языковых изменений: диахронические и синхронические аспекты исследования.: СПб. : МАПРЯЛ, 2015. С. 354-358.
В статье обсуждается история постановки балета Б.А.Александрова «Левша» (1950– 1952), написанного по мотивам знаменитого сказа Н.С.Лескова. Несмотря на внешнее со- впадение с ключевыми установками КПСС в 1950-е гг. (патриотизм, прославление русского народа, борьба с космополитизмом), балет не был поставлен ни в Москве, ни в Ленинграде. Впрочем, в 1976 году, эпоху развитого социализма и устоявшихся идеологических ориен- тиров, «Левшу» поставили в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова. На основе прежде неизвестных ...
Добавлено: 14 марта 2016 г.
Шкапа Е. С., Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки 2016 № 2 (71) С. 188-192
Работа посвящена малоисследованным вопросам поэтики автоинтертекстуальных отношений святочных рассказов Н.С. Лескова. Анализируются межтекстовые связи на текстовом, персонажном, тематическом, сюжетном уровнях. Такой подход позволяет рассмотреть интеграцию автопрецедентного текста в новый текст посредством автоцитат и создания общей для ряда произведений системы персонажей, сходства ситуаций и сюжетов, проследить соединение отдельных произведений автора в сложную взаимосвязанную структуру. ...
Добавлено: 8 декабря 2018 г.
Чернецова Е. В., В кн. : Художественное осмысление действительности в зарубежной литературе. Вып. 5.: М. : Звезда и крест, 2015. Гл. 9. С. 98-106.
Данная статья посвящена одному из самых легких романов американского писателя Нормана Мейлера. Свидетельством обновления его романной традиции является своеобразная игра писателя с текстом, рассказчиком и читателем. Автор использует организацию повествования, рассчитанную на самый широкий спектр читательской аудитории (от элитарной до массовой), создавая новые литературные формы. В его произведении присутствует осознанное снижение высокой образности, трансформация расхожих ...
Добавлено: 20 октября 2015 г.
Шкапа Е. С., Мир науки, культуры, образования 2014 № 5 (48) С. 149-151
Статья посвящена актуальным на сегодняшний день вопросам изучения творчества Н.С. Лескова в интертекстуальном аспекте. В данной статье рассматривается проблема анализа поэтики святочных произведений писателя в ракурсе межтекстовых связей с другими авторскими произведениями на примере святочной трилогии «Отборное зерно». Основное внимание акцентируется на анализе сюжетных и образных заимствований. Автор приходит к выводу что в диалогическом пространстве ...
Добавлено: 8 декабря 2018 г.
Степанов А. Г., В кн. : Вещество поэзии: К 70-летию Юрия Борисовича Орлицкого: Сборник научных статей. : РГГУ, 2022. С. 36-50.
В статье речь идет об одном из стихотворений цикла С. Маршака "Детки в клетке" – «Львица». Оно входило в первые (до 1931 г.) издания книги, но впоследствии было изъято автором под давлением педагогов. Созданный в элегическом модусе, текст представляет собой монолог героини, который сменяется диалогом при появлении нового субъекта речи. Стихотворение написано 3-ст. амфибрахием с рифмовкой АбАб. Анализу семантического ореола этого вида ...
Добавлено: 6 апреля 2023 г.
Долгорукова Н. М., Бабенко К. В., Шаги/Steps 2021 Т. 7 № 1 С. 199-210
Статья посвящена анализу песни «In taberna quando sumus» из латинско-немецкой рукописи начала XIII в. «Carmina burana». Текст повествует о происходящем в таверне и содержит множество элементов, характерных для так называемой parodia sacra («священной пародии»): перифразы и прямые цитаты из Библии и других важных для Католической церкви текстов (например, Римского миссала), помещенные в контекст трактирного застолья, ...
Добавлено: 23 ноября 2020 г.