?
Плантинга и его модальная версия онтологического доказательства
История философии. 2012. № 17. С. 243-261.
Горбатова Ю. В.
В статье рассматривается современный, логико-аналитический, подход к интепретации так называемого онтологического аргумента (доказательства), предложенный американским философом Алвином Плантингой. Проводится сравнение двух онтологий - онтологии вещей и положений дел, которые существенным образом влияют на то, будет ли признан онтологический аргумент валидным.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Ключевые слова: онтологияontologyсемантика возможных мировПлантингаонтологический аргументontological argumentAlvin Plantingapossible worlds semantics
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Горбатова Ю. В., Кантовский сборник 2013 № 3(45) С. 78-85
Успеху так называемого «онтологического аргумента» препятствует два важных факта: 1) использование понятия существования в качестве реального предиката и 2) смешение модальностей de re и de dicto. В настоящей статье рассматривается способ преодоления первой из проблем, предложенный чешским логиком Павлом Тихим. ...
Добавлено: 29 сентября 2013 г.
Сорвин К. В., Философские науки 2018 № 11 С. 143-159
В статье рассматривается восходящая к Гегелю и Франку интерпретация онтологического аргумента как теоретического построения, в неявном виде связанного с осмыслением рефлексивной связи мышления и бытия. Автор приходит к выводу, что последовательное проведение такой интерпретации предполагает обращение к исторически преходящим формам онтологического аргумента, рассматриваемого в качестве развивающегося теоретического построения, реконструирующего логику эволюции рефлексивных систем. В работе ...
Добавлено: 5 ноября 2019 г.
Горбатова Ю. В., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2014. No. 68.
Добавлено: 16 октября 2014 г.
Горбатова Ю. В., Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки 2014 № 1(125) С. 72-78
Основным тезисом статьи является идея, что семантика возможных миров (которая в настоящий момент является чрезвычайно популярной среди аналитиков) для того, чтобы стать действительно эффективным инструментом для решения сугубо теологических вопросов, должна опираться на многоуровневую онтологию, строгим построением которой, как правило, пренебрегают. ...
Добавлено: 29 сентября 2013 г.
Горбатова Ю. В., История философии 2012 № 17 С. 243-261
В статье рассматривается современный, логико-аналитический, подход к рассмотрению так называемого онтологического аргумента (доказательства), предложенный американским философом Алвином Плантингой. Проводится сравнение двух онтологий - онтологии вещей и положений дел, которые существенным образом влияют на то, будет ли признан онтологический аргумент валидным. ...
Добавлено: 18 октября 2012 г.
Горбатова Ю. В., Кантовский сборник 2015 № 1(51) С. 43-54
Статья посвящена одному из самых изящных и нестандартных вариантов модальной версии онтологического аргумента, предложенных в ХХ веке и принадлежит перу американского философа-аналитика Стивена Мэйкина. В свое варианте доказательства ему удалось избежать знаменитой критики Иммануила Канта о невозможности признания предиката существования «реальным». Версия Мэйкина базируется не на доказательстве необходимо существующего объекта, а на обосновании наличия необходимо ...
Добавлено: 24 февраля 2015 г.
Горбатова Ю. В., В кн. : Именование, необходимость и современная философия. : СПб. : Алетейя, 2011. Гл. 20. С. 250-262.
В статье исследуются следующие вопросы: 1) в чем проявляется актуализм онтологии положений дел, лежащей в основе семантической концепции А. Плантинги; 2) как он решает проблему межмирового тождества; 3) является ли понятие "объекта" в его системе избыточным. Дается философский анализ понятия "объекта", а также идейно связанных с ним понятий "Я" и "действительного мира" в рамках семантики ...
Добавлено: 17 февраля 2013 г.
Ищенко Н. И., Сибирский философский журнал 2016 Т. 14 № 1 С. 256-265
Данная статья посвящена проблеме тематического предмета феноменологической онтологии М. Хайдеггера. В работе выясняется, почему Хайдеггеру пришлось оставить философские позиции Гуссерля и определить предмет феноменологии по-новому. Обосновывается также тезис о том, что решающим обстоятельством на пути преодоления Хайдеггером исходных установок философии Гуссерля явилось осознание Хайдеггером приоритетной роли самого бытия как тематического предмета философствования по отношению к ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Горбатова Ю. В., Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки 2012 № 1 С. 18-25
Основным тезисом является утверждение, что те общеизвестные «слабые места» в христианском вероучении, которые регулярно подвергаются нападкам критиков и которые современные теологи-аналитики пытаются отстоять, не могут быть не только защищены, но и верно поняты, если за основу взята не онтология вещей, а онтология положений дел. ...
Добавлено: 30 апреля 2013 г.
Горбатова Ю. В., Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки 2015 Т. 146 № 4 С. 72-81
В 2010–2011 гг. в журнале «Analysis» состоялась небольшая захватывающая полемика по поводу онтологического аргумента. В защиту аргумента с обновленной его версией выступили Линн Раддер Бэйкер и Гаррет Мэтьюз. Их оппонентом были известный знаток современной аналитической теологии Грэм Оппи – автор книг «Рассуждения о Боге» и «Онтологический аргумент и вера в Бога». В данной работе на ...
Добавлено: 11 декабря 2015 г.
Левина Т. В., Артикульт 2015 № 3 С. 18-28
Революционер в искусстве, Казимир Малевич оставил обширное теоретическое наследие, которое часто не совпадает с образом, созданным о нем в обществе. В частности, это можно отнести к трактатам по супрематической философии, в которых Малевич размышляет о классических философских и теологических проблемах. Бог и человек, путь человека к абсолюту, пребывание Бога в абсолютной реальности, иначе говоря, супрематизм ...
Добавлено: 28 января 2016 г.
Драгалина-Черная Е. Г., Cahiers de philosophie de l’Université de Caen 2013 No. 50 P. 121-139
В статье представлена авторская версия перформативной интерпретации картезианского когито, основанная на использовании аппарата семантики невозможных возможных миров для иллокутивной логики. ...
Добавлено: 12 июня 2013 г.
Глебов О. А., Гуманитарный научный вестник 2019 № 1 С. 17-22
Данная статья посвящена проблеме генезиса культурной истории у И. Канта. Автор «заполняет пробелы» концепции И. Канта, основываясь на данных теорий Дж. Фейблмана и Б. Малиновского. В работе также используется методология феноменологической философии. Объектом исследования является исток культуры, а предметом интенциональное сознание. Целью работы служит выявление возможного истока культуры. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: ...
Добавлено: 2 марта 2020 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2016 Т. 16 № 2 С. 39-62
Данная статья посвящена проблеме трансформации тематического предмета гуссерлевой феноменологии в философии Мартина Хайдеггера. Автор выясняет, почему невзирая на существенную близость философских позиций Э. Гуссерля и М. Хайдеггера последнему пришлось оставить позиции учителя и определить предмет феноменологии по-новому. При ответе на этот вопрос рассмотрены две точки зрения. Первая касается концепции феноменологии как трансцендентальной философии. Подчеркнуто, что ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Ищенко Н. И., История философии 2020 Т. 25 № 2 С. 55-68
Знакомство с основными трудами Мартина Хайдеггера, такими, например, как «Бытие и Время», едва ли возможно без понимания исходных, нацеленных на критику европейской традиции исследовательских установок их автора, – а именно без осознания коренной взаимосвязи экзистенциального анализа Хайдеггера и деструкции традиционного метафизического знания. Данная взаимосвязь, будучи следствием принципиальной взаимозависимости онтического и онтологического уровней философского исследования Хайдеггера, ...
Добавлено: 11 июля 2020 г.
Морозова М. В., Соловьевские исследования 2014 № 1 (41) С. 119-131
В данной статье рассматривается теория символа в философии А.Ф. Лосева, предлагается условно следовать разделению философских воззрений мыслителя на ранний и поздний этапы. Даётся обзор и анализ основных положений раннего творчества, относящихся к тематике символа, с опорой на такие произведения как «Самое само» и «Философия имени». Излагаются и анализируются базовые идеи поздней философии, приведённые в сочинении ...
Добавлено: 4 апреля 2014 г.
Сорвин К. В., Усть-Каменогорск : Казахстанско-Американский свободный университет, 2016
В монографии в популярной форме рассмотрена эволюция одного из наиболее дискуссионных созданий западной метафизики - онтологического доказательства бытия Бога или онтологического аргумента. Введение представления о классической и неклассической формах позволило автору проанализировать его развитие как процесс становления рефлексивной методологии, адекватной для познания систем, включающих в себя свободную деятельность человека. С подобными задачами постоянно сталкиваются современные ...
Добавлено: 14 марта 2017 г.
Глебов О. А., Метаморфозис 2018 Т. 2 № 3
В статье автор интерпретирует суждения из "Апофеоза беспочвенности" и приходит к выводу о том, что беспочвенность является разновидностью онтологической негативности, при помощи которой человек может иметь непосредственный опыт действительного. ...
Добавлено: 2 марта 2020 г.
Селиверстов В. В., Эпистемология и философия науки 2021 Т. 58 № 1 С. 220-234
Понятие Außersein/внебытия, предложенное Алексиусом Май- нонгом, долгое время оставалось в тени принципа внебытия чистого предмета, позволившего сделать предметами сужде- ний предметы, не существующие в действительности. Этот принцип взяли на вооружение многие последователи Майнон- га в рамках аналитической философии, но при этом само поня- тие внебытия они обошли стороной. Внебытие стало объектом исследований сравнительно недавно, и ...
Добавлено: 25 марта 2021 г.
Горбатова Ю. В., Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке 2015 № 3 (33) С. 112-117
Одной из классических проблем современной аналитической теологии является построение онтологии таким образом, чтобы в ней «нашлось место» такому выделенному объекту как «Бог». В данной статье автор стремится показать, каким образом можно было бы удовлетворительным образом решить эту задачу с помощью онтологии, базирующейся на понятии возможного мира. При этом автор эффективным образом использует ей же ранее ...
Добавлено: 17 марта 2015 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2018 Т. 18 № 3 С. 27-46
Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein - «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания - то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера - означает выход за пределы Гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности как о специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля, трактует последний не как акт, имманентный сознанию, ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.
Макеева Л. Б., Эпистемология и философия науки 2010 Т. 25 № 3 С. 42-57
В аналитической философии 20-го века был разработан новый подход к онтологическим исследованиям, основанный на анализе языка. Основная цель этого подхода состоит в том, чтобы выявить те категории языковых выражений, которые несут так называемую онтологическую нагрузку, т.е. используются для обозначения разных видов сущего. В результате в центре внимания оказывается понятие референции как отношение, связывающее то или ...
Добавлено: 20 октября 2012 г.
Горбатов В. В., Горбатова Ю. В., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2013 № 4(24) С. 11-25
В данной статье рассматривается модальная версия онтологического аргумента Ансельма (т.н. «модальный аргумент» Малкольма-Плантинги, или МА) с точки зрения используемых в ней логических средств. В центре внимания оказывается проблема концептуальной связи этих средств с некоторыми неявными допущениями онтологического и эпистемологического характера. ...
Добавлено: 29 сентября 2013 г.