?
Хайдеггер как историк философии
С. 46-49.
В работе обращается внимание на тот факт, что, несмотря на новаторский статус философии Мартина Хайдеггера, его можно назвать в первую очередь академическим философом. Читая его произведения, нельзя не обратить внимание на то, что он не просто мыслит с учетом всей европейской традиции, но и имеет свою историко-философскую концепцию. В настоящей работе предпринята попытка реконструировать историко-философский стиль М. Хайдеггера на примере его двух курсов лекций: «Введение в метафизику» (1935) и «Основные проблемы феноменологии» (1927), в которых обозначаются основные вехи развития классической, «докризисной» философии.
Язык:
русский
В книге
Издательская группа "Логос", 2021
Терехович В. Э., В кн. : Парадигма: Философско-культурологический альманах. Вып. 7.: СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 2007.
Для эффективного философского познания природы и человека необходимы простые и ясные определения основных понятий философии, а еще необходима четкая классификация ее областей. Опираясь на исторический опыт, в статье исследуются способы определения двух таких областей «Онтология» и «Метафизика». Предлагаемые варианты внутренней структуры этих разделов знания приводятся в виде графических схем. ...
Добавлено: 4 марта 2020 г.
Ажимов Ф. Е., Издательство Дальневосточного университета, 2011
В данной монографии метафизика осмысляется как методологическое основание гуманитарного познания. Автор в историко-философской ретроспективе рассматривает проблему демаркации понятий "метафизика" и "онтология", обосновывает эпистемологический статус метафизики в процессе становления методологии гуманитарных наук, выявляет специфику онтологии современного гуманитарного познания. Особое внимание уделяется анализу феноменологического поворота в философии, его значению для дальнейшего развития онтологии; определяются основные философскометодологические стратегии ...
Добавлено: 26 июня 2022 г.
Ажимов Ф. Е., В кн. : М. Хайдеггер: pro et contra. Рецепция и трансформация идей Мартина Хайдеггера в русской философской мысли. : СПб. : Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2019.
Мартин Хайдеггер является одним из самых значимых и вместе с тем противоречиво оцениваемых мыслителей XX века. Хайдеггеровская философия по-разному воспринималась в различных национальных традициях, имеется своя специфика и в русских рецепциях и трактовках его идей. В предлагаемой читателю Антологии представлена панорама наиболее показательных интерпретаций его учения, а также исторических оценок его личности и деятельности в ...
Добавлено: 26 июня 2022 г.
Издательство РХГА, 2020
Монография посвящена изучению механизмов возникновения конфликтов и путей разрешения конфликтных ситуаций на обширном историко-философском материале. В первом разделе исследуется этиология конфликтов в иудейском обществе эпохи эллинизма и раннеримского периода на основе анализа кумранских «толкований». Два раздела посвящены темам классической античности; в особом разделе рассмотрено отношение мудрецов эпохи Мишны и Талмуда к не регламентируемым законодательством конфликтам. ...
Добавлено: 26 октября 2022 г.
Демин М. Р., Русский журнал 2012
Статья посвящена научно-популярному объяснению современных подходов к изучению социальной истории философии. На материале немецкой и российской академической культуры 19 века описывается формирование дисциплинарного поля университетской философии. Приводятся несколько случаев (кейсов), на примере которых демонстрируется анализ писаных и неписаных правил, стратегий поведения и исследовательских практик, которые консолидируют группу «философов». ...
Добавлено: 17 марта 2014 г.
Руткевич А. М., В кн. : Философы двадцатого века. Кн. 3.: М. : Искусство - XX век, 2009. С. 83-108.
Кожев (Kojeve; русская фамилия Кожевников) Александр (1902, Москва,—май 1968, Париж), французский философ-идеалист, представитель неогегельянства. ...
Добавлено: 5 июня 2013 г.
Сорвин К. В., В кн. : История философии: Методы исследования, концептуальной альтернативы, опыт преподавания. : М. : Изд-во РГГУ, 1996. С. 23-28.
Добавлено: 20 июня 2015 г.
Чепурин К. В., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2013. No. 18.
In this paper, I explore a peculiar triad found in Hegel’s later anthropological thought: individuality, intensity, and daimon (or fate), the latter identified with what Hegel calls one’s “intensive form of individuality.” In his notion of the soul’s intensity, Hegel is reconceptualizing Kant’s idea of intensity of the soul towards an anthropological theory of individuality ...
Добавлено: 27 марта 2013 г.
Данько С. В., В кн. : Философия свободы. : СПб. : Алетейя, 2011. С. 137-150.
Добавлено: 28 сентября 2013 г.
Дмитров : [б.и.], 2012
Сборник содержит материалы и доклады участников IV Международных Кропоткинских чтений, которые проходили в музее-заповеднике «Дмитровский Кремль» в декабре 2012 г. ...
Добавлено: 14 февраля 2013 г.
Амелина Я. И., История философии 2020 Т. 25 № 1 С. 85-94
В данной статье предпринимается попытка теоретической реконструкции историко-философской концепции выдающегося испанского мыслителя Хавьера Субири (1898‒1983) на базе ключевых работ, дающих представление о его самобытном взгляде на развитие всей европейской философии. С этой целью мы обращаемся к трудам, изданным как при жизни автора, так и выходящим из печати по сей день. Субири удалось рассмотреть практически все ...
Добавлено: 14 июля 2020 г.
Кочеров С. Н., Касьян А. А., Половинкина Л. М. и др., Н. Новгород : Нижегородский государственный педагогический университет, 2013
В учебном пособии описаны основные темы философского курса, а именно: что есть философия?;история философии; философия бытия; познание, его возможности и границы; научное познание; философия человека; социальная философия. Данные темы полностью соответствуют стандарту образования, утверждённому Министерством образования и науки РФ. В содержании пособия отражены как традиционные, так и самые современные вопросы и проблемы философского знания.Темы и ...
Добавлено: 19 марта 2015 г.
Жукова О. А., Russian Studies in Philosophy 2015 Vol. 53 No. 4 P. 276-290
Оригинальный мыслитель, выдающийся представитель русской религиозной философии первой трети ХХ века, Бердяев предъявил тему творчества в качестве духовного манифеста современности. В своих многочисленных работах он очертил контуры новой духовности, различая в ней метафизическую и социально-культурную проекции. ...
Добавлено: 4 мая 2016 г.
В рамках данной публикации авторским коллективом монографии ставится следующая цель: предложить новую методологию анализа нарративных моделей, на основе которой может возникнуть новая модель историзма. Эта методология может включать в себя синтез онтологических и литературоведческих
подходов, феноменологическую семиотику историзма. Цель влечет за собой междисциплинарный анализ античных, средневековых, ренессансных и современных форм нарративов, а потому представленная монография включает в себя как историко-философскую реконструкцию, так и ...
Добавлено: 26 октября 2022 г.
Замятин Д. Н., Человек 2014 № 1 С. 5-17
Путешествие рассматривается как онтологическая модель воображения. В рамках модели исследуются географические образы путешествия. Выявлены ключевые характеристики, описывающие метафизику путешествия как пространственного феномена в контексте гуманитарной географии и метагеографии. ...
Добавлено: 23 октября 2016 г.
Лисанюк Е. Н., Философские науки 2018 № 3 С. 146-153
В рецензии дается положительный отзыв о книге Элементы логики Аристотеля А. Тренделенбурга в переводе Б. А. Фохта и А.Г. Вашестова. Читателю предложено четыре причины, по которым книгу стоит прочесть. Ни одна из четырех причин не связана изучением основ логических знаний, вопреки тому, что обещает название книги. Вместе с тем, данная публикация Элементов логики Аристотеля вносит ...
Добавлено: 30 октября 2020 г.
М. : РОССПЭН, 2011
В эссе "О мнимом праве лгать из человеколюбия" И. Кант утверждает, что лгать абсолютно недопустимо даже в ситуациях, когда правдивость может угрожать благополучию третьего лица. Этот тезис, как и эссе Канта в целом, стал поводом острой дискуссии, в ходе которой обсуждение частной, на первый взгляд, проблемы позволительности лжи в исключительных случаях вывело на фундаментальные философские ...
Добавлено: 13 апреля 2013 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2018 Т. 18 № 3 С. 27-46
Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein - «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания - то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера - означает выход за пределы Гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности как о специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля, трактует последний не как акт, имманентный сознанию, ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.
Плешков А. А., Problemos 2017 No. 91 P. 128-140
Добавлено: 24 марта 2017 г.
Соколов П. В., В кн. : Культура Возрождения. Энциклопедия. Ч. 1. Т. 2.: М. : РОССПЭН, 2011.
Георгий Гемист Плифон Малатест (греч. Γεώργιος Πλήθων Γεμιστός, в латинизированном и классическом греческом произношении Плетон, лат. Pletho, ок. 1360 — 26 июня 1452, Мистра, Морейский деспотат, Византийская империя) — византийский философ. Георгий Гемист принял созвучное имя «Плифон» («наполненный») в молодости, из уважения к философу Платону, чьи взгляды пропагандировал и развивал. ...
Добавлено: 14 апреля 2013 г.
Углева А. В., Философские науки 2010 № 7 С. 40-49
Статья является введением в творчество малоизвестного в России выдающегося современного французского философа-феноменолога и теолога Жана-Люка Мариона, с именем которого связан «теологический поворот во французской феноменологии». Она предваряет публикацию перевода статьи Мариона «Некоторые правила в истории философии», поэтому акцент в ней сделан на историко-философских и теологических исследованиях французского мыслителя и на значении феноменологического метода для его ...
Добавлено: 12 октября 2012 г.
М. : ИФРАН, 2005
В книгу вошли тексты докладов и сообщений молодых ученых из различных вузов Москвы и других городов России, которые были сделаны на Международном юбилейном Кантовском конгрессе в Москве, в Институте философии РАН (24–28 мая 2004 г.). Охвачена широкая проблематика: теоретический анализ различных аспектов философского наследия Канта; кантовские идеи в историко-философском контексте, их влияние на последующее развитие ...
Добавлено: 18 марта 2013 г.
Дидикин А. Б., В кн. : Аристотелевское общество: 140 лет философских диалогов. : М. : Проспект, 2021. С. 4-22.
В предисловии к монографии раскрываются этапы формирования и развития Аристотелевского общества как сообщества ученых и философов в Великобритании во второй половине XIX в. Дается анализ историографии и источников по исследуемой теме. ...
Добавлено: 18 августа 2021 г.
Малинкин А. Н., Вопросы философии 2015 № 11 С. 175-186
В фокусе сравнительного анализа – две фундаментальные проблемы методологий М. Шелера и К. Манхейма: обоснование нового социоцентрического способа мышления, представленного в социологии знания, и проблема объективности познания, связанная с отражением угрозы релятивизма. При различиях в базовых предпосылках и путях решения указанных проблем в воззрениях двух мыслителей обнаруживаются неожиданные существенные сходства. Они дают основания для изменения ...
Добавлено: 3 марта 2016 г.