?
Дистанционный формат обучения и нарушение этических норм академической добросовестности среди студентов
Введение. Условия для соблюдения норм академической добросовестности находятся в центре внимания представителей разных дисциплин еще с середины прошлого столетия, однако распространение обучения с применением ИКТ привел к новому витку в исследовании. Данная статья ставит целью ответить на два связанных вопроса: 1) Является ли списывание неизбежным «побочным эффектом» дистанционного обучения? 2) Какие мотивы движут студентами при нарушении норм академической добросовестности при онлайн-обучении?
Материалы и методы. Для ответа на них было проведено исследование методом анкетирования студентов второго курса факультетов рекламы и права НИУ ВШЭ. Восемь закрытых проективных вопросов с множественным выбором были составлены после анализа литературы по теме академического мошенничества и размещены на Интернет-ресурсе, который не требовал регистрации, таким образом сохраняя анонимность отвечавших.
Результаты исследования. Полученные результаты были проанализированы, данные, представленные в виде диаграмм, подтвердили лишь часть наших предположения: онлайн формат подталкивает студентов к академическому мошенничеству, при этом материальная выгода в виде скидки на обучение воспринимается респондентами как достаточно весомое обстоятельство для нарушения норм академической морали. Большинство полностью или частично согласились с тем, что списывание - это неотъемлемая часть обучения. Вопреки нашим предположениям, экзамен в онлайн-формате не является, по мнению студентов, той ситуацией, когда они чаще используют возможность списывания, при приблизительно равном распределении ответов. Угроза наказания не является для большинства отвечавших стимулом для того, чтобы воздерживаться от списывания. В отличие от материальной выгоды в виде скидки на обучение или стипендии, перспектива получить диплом с отличием не выглядит для респондентов достаточно весомым стимулом для нарушения норм академической добросовестности. Ответы студентов не подтвердили предположение о влиянии связей внутри академической группы на частоту случаев списывания, когда «помощь» одногруппникам воспринимается как жест взаимовыручки.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования лишь частично подтвердили гипотезу о том, что формат онлайн-обучения способствует списыванию. Очевидные возможности нарушить нормы академической добросовестности чаще используются в случаях, когда есть материальная выгода в виде скидки на обучение, а не перспектива получить диплом с отличием или «помочь» одногруппникам. Вероятно, после более тщательного изучения этой мотивации, появятся рекомендации трансформировать систему рейтинга и скидок, чтобы снизить заинтересованность студентов в академическом мошенничестве. Еще одним потенциальным инструментом может стать работа по информированию учащихся о нормах академической морали, поскольку, как показал опрос, отношение к списыванию как к традиции и недостаточно регламентированная система наказаний формируют среду, благоприятную для неэтичного поведения.