?
Горизонты когнитивной психологии. Хрестоматия
М. :
Языки славянских культур, 2012.
Научный редактор: Спиридонов В. Ф., Фаликман М. В.
Составитель: Спиридонов В. Ф., Фаликман М. В.
Научный редактор перевода: Спиридонов В. Ф., Фаликман М. В.
Хрестоматия “Горизонты когнитивной психологии” знакомит российского читателя с современными фундаментальными и прикладными направлениями когнитивных исследований, такими как исследования когнитивного развития, телесных, социальных и эмоциональных аспектов познания, его мозговых механизмов. Хрестоматия адресована студентам, аспирантам, преподавателям и научным сотрудникам, работающим в областях знания, так или иначе связанных с изучением человеческого познания и языка (таких как психология, философия, нейрофизиология, лингвистика, искусственный интеллект), а также всем тем, кто интересуется современными теоретическими и экспериментальными исследованиями познания.
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Котова Т. Н., Котов А. А., Методология и история психологии 2012 № 4
В обзоре мы рассмотрим область изучения когнитивного развития сквозь призму одной из проблем, актуальной для этой области сейчас и соединяющей ее с когнитивной психологией в целом: вопрос о возможности раннего, доречевого и имплицитного научения сложному знанию, включающему в себя правила и системы правил, а также сопряженному с довольно высокими требованиями к осознанности получаемой системы знаний. ...
Добавлено: 25 ноября 2013 г.
Дубна : Международный институт природы, общества и человека "Дубна", 2015
В сборник вошли научные статьи авторов, принимавших участие во II Международной научно-практической конференции, организованной кафедрой психологии университета «Дубна». Включенные в сборник статьи, присланные из Беларуси, Германии Казхстана, Украины и России отражают широкий круг проблем современной психологии. Сборник адресован специалистам, студентам и аспирантам в области психологии, а также смежных областей и читателям, интресующихся психологическими проблемами личности ...
Добавлено: 2 июня 2015 г.
Allakhverdov V., Taylor & Francis Group, 2019
Featuring contributions from international researchers, the book uniquely integrates ¿Western¿ thinking on implicit learning with insights from a rich Russian research tradition. This approach offers an excellent opportunity to contrast perspectives, to introduce new experimental paradigms, and to contribute to ongoing debates about the very nature of implicit learning.
Implicit Learning: 50 Years On is essential reading ...
Добавлено: 26 июля 2019 г.
Чернышев Б. В., Лазарев И. Е., Чернышева Е. Г. и др., / Высшая школа экономики. Series PSY "Psychology". 2012. No. 01.
The nature of interrelations of brain event-related potentials to behavioral measures and temperament dimensions was studied in the situation of attention under the auditory oddball paradigm. Several components of event-related potentials were found to be related to Extraversion, Mobility, Ergonicity and Emotionality. The results are discussed within the framework of the resource model of attention. ...
Добавлено: 20 июля 2012 г.
Логинов Н. И., Спиридонов В. Ф., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика 2017 Т. 7 № 1 С. 24-42
В статье описывается один из основных трендов развития когнитивной психологии — теоретические модели, связанные с исследованиями воплощенного познания (Embodied cognition). Фиксируются недостатки классического символьного подхода — первого теоретического направления, сложившегося в когнитивной психологии в 1950–70-е гг. Выделяются основные направления подхода, связанного с воплощенным познанием: укорененное познание, энактивизм, феноменологический подход, неоэкологический подход, теория динамических систем. Подробно характеризуются два первых. ...
Добавлено: 19 июля 2018 г.
Григорьев Д. С., Журнал социологии и социальной антропологии 2020 Т. 23 № 2 С. 215-244
Данная обзорная статья знакомит читателей с современным состоянием исследований в рамках модели содержания стереотипов и некоторым опытом её применения для объяснения содержания этнических стереотипов в России. Были даны определения двум базовым компонентам социальной перцепции (теплоте и компетентности), описаны их антецеденты (взаимозависимость и статус) и последствия (согласно модели BIAS), а также возможные эффекты компенсации. Применительно к ...
Добавлено: 8 июня 2020 г.
Белова С. С., Валуева Е. А., Овсянникова В. В. и др., Психология образования в поликультурном пространстве 2012 Т. 4 № 20 С. 91-97
В статье рассматривается эвристическая ценность концепции Я.А. Пономарева для разработки проблемы индивидуальных различий в социальном познании. В дифференциально-психологическом исследовании проверялась гипотеза о существовании индивидуальных различий в способностях к аналитической и холистической переработке информации и их соотношении с общими и социальными способностями. Использовались специально разработанные методики, предусматривавшие фиксацию точности и скорости ответа при переработке нейтральных стимулов ...
Добавлено: 24 января 2013 г.
Гершкович В. А., Фаликман М. В., Методология и история психологии 2012 № 4
В статье кратко очерчена история когнитивной психологии с момента её появления в 1950-х гг. и до настоящего времени, рассмотрены основные направления критики данной области психологии как извне, так и изнутри, обозначены современные области исследования, сложившиеся в соответствии с этими направлениями. ...
Добавлено: 17 января 2013 г.
Горчаков Я. В., Таратухина Ю. В., Вестник РГГУ. Серия "Информатика. Информационная безопасность. Математика" (Российская Федерация) 2020 № 2 С. 8-26
В настоящей работе авторами рассматриваются кросскультурные и когнитивные аспекты передачи семиотической информации, а именно то, каким образом происходит обмен и интерпретация информации в контексте бизнес-процессов представителями разных культурных групп. В статье затрагиваются вопросы субъективности восприятия информации, изобразительной эффективности моделей бизнес-процессов и их информативного содержания и то, каким образом культурные факторы влияют на сложность или простоту ...
Добавлено: 16 октября 2020 г.
Спиридонов В. Ф., М. : ЛЕНАНД, 2013
Сборник статей, включающий изложение экспериментальных исследований по когнитивной психологии. Включает такие направления исследований, как исследования процесса решения задач, формирования понятий, влияния эмоций на познавательные процессы. ...
Добавлено: 2 июня 2013 г.
Кривошеина И. В., Котов А. А., Социальная психология и общество 2016 Т. 7 № 4 С. 5-18
Теория конструктов разного уровня Н. Либерман и Я. Троупа часто упоминается в англоязычных источниках по социальной психологии. При этом она используется для объяснения различных феноменов и в когнитивных исследованиях памяти, восприятия и категоризации. В статье описываются основные постулаты теории, касающиеся связи психологическоий дистанции и уровня конструкта. Представлены краткие описания и основные результаты ключевых исследований разных ...
Добавлено: 4 марта 2017 г.
Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2018 Т. 15 № 1 С. 107-127
Некогнитивное развитие ребенка – один из ключевых факторов определяющих успешность образовательного процесса на ранних этапах обучения. То, насколько успешными будут первые шаги ребенка в его первый год в школе безусловно связано с уровнем его личностного, социального и эмоционального развития (Merrel, Bailey, 2008). Понимание особенностей социально-эмоционального развития и выделение его типичных паттернов может позволить учителям выстраивать образовательный ...
Добавлено: 27 сентября 2018 г.
Петров М. В., Жукова М., Овчинникова И. и др., Экспериментальная психология 2020 Т. 13 № 4
В последние десятилетия было проведено значительное количество исследований, показавших, что опыт институционализации и ранней психосоциальной депривации оказывает негативное влияние на развитие человека. Важным аспектом оценки развития является исследование функционального состояния головного мозга в состоянии покоя. Целью данной работы является выявление изменений распределения спектральной мощности ЭЭГ в состоянии покоя у детей раннего возраста, проживающих в домах ...
Добавлено: 11 декабря 2020 г.
Зинченко В. П., Пружинин Б. И., Щедрина Т. Г., Дом Бурганова. Пространство культуры 2010 № 1 С. 9-33
В статье рассматриваются взгляды Г. Г. Шпета, Л.С. Выготского, М.М. Бахтина и др. Каждый из них по-своему расценивал влияние искусства на когнитивную, аффективную и личностную сферу человека, в частности, предлагал свои интерпретации катарсиса. Авторы сосредоточились на анализе внешней и внутренней форм произведения искусства и предположили, что наиболее глубокое влияние на человека оказывает проникновение во внутреннюю ...
Добавлено: 22 октября 2012 г.
Касавин И. Т., Алексеева Д. А., Аргамакова А. А. и др., Н. Новгород : Издательство Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2018
В монографии представлено современное состояние эпистемологической проблематики. Вопросы о знании и истине, о рациональности и релятивизме, реальности и явлении, как и столетия назад, привлекают внимание философов, обретая новые смыслы, раскрываясь новыми гранями. Затрагиваются и новые для эпистемологии проблемы: интерсубъективности, социальной эпистемологии, телесности знания. Живые дискуссии, ведущиеся на переднем крае исследований, позволяют читателю получить представление о ...
Добавлено: 5 декабря 2018 г.
М. : Буки Веди, 2015
Материалы конференции ...
Добавлено: 25 сентября 2015 г.
М. : Когито-центр, 2017
Серия «Когнитивные исследования» основана в 2006 г. с целью публикации сборников статей, посвященных актуальным проблемам когнитивной науки. ...
Добавлено: 26 февраля 2016 г.
Алюшин А. Л., Философские науки 2010 № 11 С. 104-115
В статье обсуждается концепция кадров зрительного и слухового восприятия. Исходные идеи этой концепции были выдвинуты А. Бергсоном, впоследствии эта концепция была развита Ф. Варелой. В ходе обсуждения привлекаются новейшие данные нейронаук и когнитивных наук. Автором выдвигается гипотеза о возможности расширения концепции кадров на понимание любой когнитивной деятельности, включая мышление. ...
Добавлено: 12 октября 2012 г.
Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013
Коллективная монография является одним из итогов работы временного творческого коллектива из профессорско-преподавательского состава кафедры психологии по проекту 032-Ф Программы стратегического развития ПГГПУ на 2012-2016 гг. В монографии представлены результаты нескольких направлений исследований - изучение взаимосвязей социально-психологических характеристик родителей, их отношений к детям; установок женщин на рождение детей; развитие когнитивной и личностной сферы детей от дошкольного ...
Добавлено: 22 июня 2014 г.
Фаликман М. В., Культурно-историческая психология 2012 № 3 С. 3-11
В статье представлен анализ современных исследований зрительного внимания как высшей психической функции в когнитивной психологии. Особый акцент делается на проблеме опосредствованности перцептивного внимания. В частности, рассматривается такая форма опосредствования, как использование зрительного контекста и представления об общей структуре слова в качестве средства, повышающего эффективность опознания буквенного стимула в задачах на внимание. На основании результатов собственных ...
Добавлено: 17 января 2013 г.
Гордеева Т. О., Культурно-историческая психология 2020 Т. 16 № 4 С. 14-25
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова прошла большой путь, от экспериментальной программы до широкого признания в начальных школах России. В статье анализируются исследование, посвященные доказательствам эффективности системы развивающего обучения по показателям когнитивного развития и сформированности учебной деятельности. Выделены четыре основных категории результатов, по которым были обнаружены публикации отечественных исследователей - различия детей из ...
Добавлено: 6 сентября 2020 г.
Калининград : Межрегиональная ассоциация когнитивных исследований, 2012
Настоящий сборник включает материалы Пятой международной конференции по когнитивной науке / The Fifth International Conference on Cognitive Science, состоявшейся в Калининграде, 18–24 июня 2012 г.
Конференция посвящена обсуждению вопросов развития познавательных процессов, их биологической и социальной детерминированности, моделированию когнитивных функций в системах искусственного интеллекта, разработке философских и методологических аспектов когнитивных наук. В центре дискуссий были проблемы ...
Добавлено: 10 декабря 2013 г.
Фаликман М. В., Психологические исследования: электронный научный журнал 2015 Т. 8 № 42 С. 3-3
Обсуждаются изменения в когнитивной парадигме, характерные для последних десятилетий и обусловленные развитием наук о мозге и методов регистрации его активности в ходе решения познавательных задач. Прослеживаются источники и направления этих изменений, ставится вопрос о том, каким может быть предмет когнитивной психологии в этом контексте. ...
Добавлено: 25 августа 2015 г.