?
«Мертвые зоны» внимания
В статье описываются два экспериментальных исследования, доказывающих существование «мертвых зон» зрительного внимания. Феномен «мертвых зон» проявляется в задаче обнаружения и опознания изменений и является частным случаем широко изучаемого в настоящее время феномена слепоты к изменению – неспособности к обнаружению и/или опознанию зрительного изменения объекта в зрительной сцене при условии прерывания восприятия в момент этого изменения. «Мертвые зоны» внимания – это особенно ярко выраженная слепота к изменению объектов, расположенных вблизи объекта, привлекающего наибольшее внимание. В Эксперименте 1 феномен «мертвых зон» продемонстрирован на материале стандартной методики мерцания, предназначенной для изучения слепоты к изменению в сложных зрительных сценах (Rensink et al., 1997). В Эксперименте 2 феномен продемонстрирован на материале специально разработанной методики внезапного изменения. В статье обсуждаются предположения о возможных механизмах «мертвых зон» внимания.