• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 32 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Панкратова А. А., Люсин Д. В. Экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 2. С. 5-15.

В статье приводятся результаты апробации 9 видеороликов – по три ролика для индукции радости, грусти, нейтрального состояния – на российской и азербайджанской выборках (N = 100, 68 – русские и 32 – азербайджанцы, средний возраст – 20 лет, 32 % мужского и 68 % женского пола). В России и Азербайджане были отобраны одни и те же 6 видеороликов: по два ролика для индукции радости и грусти с максимальными показателями по интенсивности целевой эмоции (на уровне 3 баллов по шкале от 0 до 5) и специфичности (на уровне 70% по шкале от 0 до 100%) и два нейтральных ролика с минимальными показателями по интенсивности всех эмоций (ниже 1,5 баллов). Культурные различия были обнаружены только в отношении видеороликов, предназначенных для индукции радости, которые вызвали более сильную радость у азербайджанцев по сравнению с русскими. Гендерные различия на азербайджанской выборке не выявлены, на российской выборке один из роликов для индукции грусти вызвал более сильную грусть у женщин по сравнению с мужчинами. Апробированный набор видеороликов может использоваться в широком круге исследований, в которых возникает необходимость индукции эмоций в лабораторных условиях, включая кросс-культурные исследования в России и Азербайджане.

Добавлено: 4 октября 2018
Статья
Кургинян С. С. Экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 3. С. 83-97.

В статье представлены результаты изучения вклада выделенных в ходе экспериментально-психологического исследования интрапсихических показателей отношения испытуемых к себе в психическую организацию их личности. Психолого-математический дискриминантный анализ позволил выявить интрапсихические маркеры-разграничители различной меры отношения личности к себе в диапазоне от «адекватного» до «неадекватного». Результаты исследования свидетельствуют о том, что чем выше ресурсы психики, проявляющиеся в отношении личности к себе, тем более она способна устанавливать такой способ обращения с собой, который позволяет ей восстанавливать свою изначальную сохранность и утверждать собственную идентичность.

Добавлено: 12 ноября 2013
Статья
Котов А. А., Котова Т. Н. Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 1. С. 82-94.

В предыдущих исследованиях с помощью методики последовательных прикосновений было установлено, что дети в возрасте полутора лет склонны брать в руки объекты из одной категории подряд, если им предъявлены категории, различающиеся на суперординатном уровне, но берут объекты в случайном порядке, если различие между категориями – на базовом уровне. Эти результаты считаются доказательством более раннего появления в развитии суперординатных категорий по сравнению с базовыми. В нашем эксперименте мы предъявляли детям двух и трех лет задание на индуктивный вывод после выполнения ими методики последовательных прикосновений. Мы обнаружили, что дети двух лет после категоризации объектов с суперординатным контрастом более успешно выполняли индуктивный вывод, чем с контрастом на базовом уровне. Дети трех лет были успешны в выполнении индуктивного вывода после любого опыта категоризации. Данные результаты доказывают, что суперординатные категории у двухлетних детей появляются раньше категорий базового уровня и способствуют научению новой категориальной информации.

Добавлено: 24 июня 2016
Статья
Величковский Б. Б. Экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 4. С. 69-91.
Добавлено: 15 февраля 2010
Статья
Елисеенко А. С. Экспериментальная психология. 2013. № 3. С. 16-30.

Изучение процессов решения комплексных проблем является актуальной задачей многих современных направлений психологической науки, которая может быть успешно решена на стыке различных научных дисциплин, т. е., в рамках междисциплинарного подхода. Настоящая работа посвящена экспериментальному исследованию решения комплексных проблем в ситуации неопределенности. Экспериментальная ситуация предполагала построение испытуемыми эффективной системы управления виртуальной фабрикой на основании разработанной компьютерной модели ее деятельности и в соответствии с адекватным реальности динамическим сценарием. Сравнительный анализ успешности решения комплексных проблем, а также показателей устойчивости к ситуации неопределенности двух групп испытуемых – новичков и экспертов – свидетельствует о наличии значимой положительной связи между толерантностью к неопределенности и успешностью деятельности в группе экспертов, и ее отсутствии в группе новичков. Результаты исследования дают основания полагать, что толерантность к неопределенности, наряду с опытом и когнитивными способностями, является важным фактором, влияющим на успешность осуществления человеком деятельности по управлению сложными экотехнологическими системами.

Добавлено: 27 ноября 2013
Статья
Козлов К. С., Горбунова Е. С. Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 3. С. 119-134.

Во время выполнения задачи зрительного поиска нескольких стимулов может возникнуть эффект «пропусков при продолжении поиска» (ПППП). Данный феномен заключается в том, что после успешного обнаружения первого целевого стимула второй может быть пропущен. Было проведено два эксперимента, в которых изучалось влияние загрузки рабочей памяти, сходства целевых стимулов и сходства стимулов в задачах на рабочую память и зрительный поиск на эффект «ПППП». Было выявлено, что значимое влияние имеет перцептивное сходство целевых стимулов, а также загрузка рабочей памяти при условии сходства стимулов в задачах на рабочую память и зрительный поиск. Кроме того, было обнаружено значимое взаимодействие между загрузкой рабочей памяти и числом общих признаков у двух целевых стимулов, что может говорить об общем механизме, лежащем в основе действия факторов загрузки рабочей памяти и перцептивного сходства стимулов.

Добавлено: 17 октября 2018
Статья
Рассказова Е. И. Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 3. С. 47-61.
Работа направлена на сопоставление возможностей интер- и интраиндивидуального подходов к исследованию функциональных и соматических реакций человека на субъективный стресс в норме. В течение четырех дней по вечерам взрослые испытуемые (N=79) оценивали уровень стресса за день, выраженность соматических симптомов и заполняли тест дифференцированной оценки функцио- нального состояния. Помимо этого оценивались показатели заболеваемости и качество жизни (опро- сник качества жизни и удовлетворенности). Согласно полученным данным, оценки субъективно- го уровня стресса, выраженности раздражительности, нарушений подвижности суставов, головных болей и некоторых относительно редких в норме симптомов не могут быть усреднены ввиду их из- менчивости. Дополнение интериндивидуального подхода интраиндивидуальным позволяет выявить случаи индивидуальной резистентности человека (его функционального и соматического состояния) к стрессу и мобилизации, достаточно распространенные в норме. Выявлены различные паттерны эм- пирических отношений с показателями заболеваемости и качества жизни в зависимости от того, ис- следуются ли средние показатели стресса и функционирования или индивидуальная чувствитель- ность к стрессу.
Добавлено: 22 октября 2016
Статья
Заикин В. А. Экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 4. С. 54-65.

Одним из направлений современной психологии морали, этики и нравственности является изучение детерминирующих факторов и психологических феноменов, непосредственно связанных с уровнем развития эмоционально-нравственной сферы личности. Основываясь на положениях двух независимых теорий, – стадиальной теории морального развития и теории самодетерминации личности – представляется возможным приступить к эмпирическому изучению взаимосвязи двух психологических конструктов: типа личностной ориентации и уровня развития морального сознания. На начальном этапе исследования именно тип личностной ориентации выступает в качестве описательного (внешнего) фактора более общего психологического феномена – самодетерминации. Гипотеза о том, что уровень развития морального сознания связан с типом личностной ориентации не нашла своего подтверждения в нашем исследовании, несмотря на концептуальную общность двух конструктов. Объяснению причин и возможных интерпретаций этого феномена посвящена наша статья.

Добавлено: 4 марта 2013
Статья
Шадриков В. Д., Кургинян С. С. Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 106-126.

В настоящей статье приводятся результаты исследования рефлексии как процесса, включенного в деятельность. Предложен метод психологической диагностики рефлексии деятельности на основе системогенетической концепции деятельности, согласно основным положениям которой эффективность выполнения субъектом своей деятельности выражается в развитости его рефлексии по отношению к отдельным конструктам этой деятельности. Исследование проводилось на выборке, общий объем которой составил 585 человек. Обсуждаются результаты разработки и апробации трех форм стандартизированного теста диагностики рефлексии деятельности: форма «У» для учащихся общеобразовательной школы, форма «С» для студентов образовательных учреждений (уровень бакалавра) и форма «Р» для лиц, занятых профессиональной деятельностью. Проведенное исследование показало продуктивность выдвинутого в концепции системогенеза деятельности положения о том, что рефлексия присутствует в процессе формирования каждого компонента системы деятельности, позволяя представить его для каждого из них и деятельности в целом.

Добавлено: 20 февраля 2015
Статья
Осин Е. Н., Турилина И. И. Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 1. С. 51-62.

В статье представлены результаты исследования эффективности дистанционной интервенции, включавшей трехнедельный курс медитации осознанности с ежедневными сессиями ведомой медитации (21 день). Использован дизайн с рандомизованной контрольной группой (лист ожидания) и двумя замерами. Зависимыми переменными выступали индикаторы эмоционального и психологического благополучия, рефлексии, самоконтроля и саморегуляции. Участниками исследования выступили анонимные добровольцы, рекрутированные в социальных сетях (N = 206; число прошедших оба замера составило N = 56 в экспериментальной и N = 44 в контрольной группе). Полученные результаты свидетельствуют о том, что прохождение интервенции связано с повышением эмоционального благополучия, снижением непродуктивных форм рефлексии, развитием навыков самоопределения, самомотивации, саморелаксации, планомерного преследования целей, концентрации. Вместе с тем, респонденты, выбывшие из исследования, обладали более низкими показателями самоконтроля и аффективного самоконтроля. Полученные результаты свидетельствуют о том, что регулярные занятия медитацией осознанности в рамках дистанционного курса способствуют повышению навыков саморегуляции как минимум у тех индивидов, кто обладает достаточно высоким уровнем самоконтроля, чтобы регулярно медитировать.

Добавлено: 23 декабря 2019
Статья
Григорян Л. К., Лебедева Н. М. Экспериментальная психология. 2014. № 2. С. 128-147.

Исследование посвящено изучению моделей неформальных отношений между руководителем и подчиненным и их влиянию на организационную лояльность подчиненного. Проверялись гипотезы (1) о культурно-универсальной взаимосвязи между компонентами неформальных связей в организации и организационной лояльностью; и (2) о культурной специфичности особенностей влияния неформальных связей на организационную лояльность, обусловленной индигенными моделями неформальных отношений. Для измерения компонентов неформальных связей использовалась методика Й. Чен [Chen et al., 2009], а для изучения организационной лояльности - «Шкала организационной лояльности» [Lee, Allen, Meyer, Rhee, 2001]. Результаты проведённого конфирматорного факторного анализа и моделирования структурными уравнениями соответствовали выдвинутым гипотезам. На пересечении социальной, организационной и кросс-культурной психологии были проанализированы культурно-универсальные и культурно-специфические аспекты роли неформальных отношений в организационной лояльности в контексте разных культур.

Добавлено: 17 ноября 2013
Статья
Шестакова А. Н., Буторина А., Осадчий А. Е. и др. Экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 2. С. 119-134.

Статья посвящена методу магнитоэнцефалографии (МЭГ) и его применению в когнитивных исследованиях. МЭГ – одна из современных технологий нейроимиджинга. Данный метод обладает уникальными характеристиками, позволяющими с высокой точностью локализовать источники активности нейронных популяций коры головного мозга человека в пространстве и времени. Наряду с исследованиями базовых сенсорных и моторных функций мозга, МЭГ является незаменимым инструментом исследования динамики когнитивных процессов памяти, внимания, эмоций и др. Особый акцент в обзоре сделан на использовании МЭГ для изучения мозговых механизмов языка и речи.

Добавлено: 23 октября 2014
Статья
Уточкин И. С. Экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 2. С. 16-30.
Добавлено: 29 января 2010
Статья
Уточкин И. С. Экспериментальная психология. 2009. № 2. С. 16-30.

В статье описываются два экспериментальных исследования, доказывающих существование «мертвых зон» зрительного внимания. Феномен «мертвых зон» проявляется в задаче обнаружения и опознания изменений и является частным случаем широко изучаемого в настоящее время феномена слепоты к изменению – неспособности к обнаружению и/или опознанию зрительного изменения объекта в зрительной сцене при условии прерывания восприятия в момент этого изменения. «Мертвые зоны» внимания – это особенно ярко выраженная слепота к изменению объектов, расположенных вблизи объекта, привлекающего наибольшее внимание. В Эксперименте 1 феномен «мертвых зон» продемонстрирован на материале стандартной методики мерцания, предназначенной для изучения слепоты к изменению в сложных зрительных сценах (Rensink et al., 1997). В Эксперименте 2 феномен продемонстрирован на материале специально разработанной методики внезапного изменения. В статье обсуждаются предположения о возможных механизмах «мертвых зон» внимания.

Добавлено: 20 января 2013
Статья
Петракова А. В., Микадзе Ю. В., Раабе В. В. Экспериментальная психология. 2020. С. 1-23.

Восприятие лица - процесс формирования его визуального дифференцированного образа. Специфичная, именно для восприятия лиц как социальных стимулов, стратегия восприятия получила название конфигурационной. Однако, современная тенденция использовать в экспериментах лица незнакомых людей, без неспецифических деталей, делает дискуссионной экологическую валидность таких стимулов. В настоящей работе  был предложен вариант проверки с использованием экспериментальной парадигмы “part-whole recognition” (более успешное узнавание деталей лица при их предъявлении в контексте целого лица). Классический эффект был продемонстрирован при использовании изображений лиц незнакомых людей, с неспецифическими деталями, и после предварительной фазы ознакомления с ними. При модификации парадигмы – использовании исключительно овалов незнакомых лиц (без серии ознакомления) – эффект исчезает. Остается вопрос, что оказывает большее влияние на эффект – уровень «знакомости» лица или неспецифические детали. Наша экспериментальная проверка показала, ведущим параметром является отсутствие неспецифических деталей. Результаты могут носить характер рекомендации при планировании будущих исследований в этом направлении. 

Добавлено: 22 июня 2020
Статья
Рассказова Е. И., Завалко И. М., Дорохов В. Б. Экспериментальная психология. 2013. № 2. С. 19-34.

Работа посвящена влиянию мотивации засыпания и адаптации к условиям лаборатории на структуру дневного сна хорошо спящих испытуемых. У 33 хорошо спящих испытуемых обоего пола, рандомизированно разделенных на группы впервые (N=17) и повторно посещавших лабораторию (N=16), регистрировался дневной сон в течение часа, оценивались субъективное восприятие сна, выраженность мотивации засыпания, тревожность, депрессивность и сонливость. У испытуемых с высоким уровнем мотивации засыпания (N=15) отмечалось увеличение латентного периода и фрагментации сна, причем влияние мотивации на латентный период сна было выражено более значительно не при первом, а при повторном посещении лаборатории. Эти эффекты не зависели от депрессивности, тревожности и сонливости испытуемых. В целом полученные данные соответствуют психологической модели регуляции сна и позволяют дополнить и расширить когнитивную модель сна и инсомнии (А. Ш. Тхостов, Е. И. Рассказова), подтверждая существование единых механизмов психологической регуляции сна в норме и патологии.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Ключарев В. А., Зубарев И. П., Шестакова А. Н. Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 4. С. 20-36.

В последние годы развитие неинвазивных методов исследования активности головного мозга че- ловека позволило пролить свет на нейробиологические механизмы социального влияния на приня- тие решений. В данном обзоре представлены современные нейробиологические исследования соци- ального влияния и обсуждаются ключевые теоретические модели возможных нейробиологических механизмов, лежащих в основе социального влияния. Ряд исследований демонстрирует тесную связь социального влияния с нейрофизиологической системой обучения с подкреплением и контроля де- ятельности. Вероятно, отклонение от поведения (мнения) группы интерпретируется нервной систе- мой как поведенческая ошибка или «ошибка предсказания вознаграждения», что запускает процесс изменения поведения на основе дофаминергического механизма обучения с подкреплением.

Добавлено: 13 марта 2015
Статья
Ключарев В. А., Шмидтс А., Шестакова А. Н. Экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 2. С. 14-35.

Происходящий в настоящее время синтез экономических наук, психологии и нейробиологии в рамках новой дисциплины – нейроэкономики, а также развитие новейших нейроимиджинговых методов обещают появление новой междисциплинарной модели, объясняющей механизмы принятия решений. Результаты нейроэкономических исследований демонстрируют, что принятие решений обусловлено работой относительно независимых нейрональных систем мозга, отобранных посредством естественного отбора. Взаимодействие «когнитивных» и «эмоциональных» нейрональных механизмов принятия решений определяет степень рациональности поведения человека.

Добавлено: 24 февраля 2014
Статья
Котов А. А., Богачева Е. В., Власова Е. Ф. Экспериментальная психология. 2012. Т. 1. С. 107-118.

В исследовании проверялась гипотеза о возможности обобщения новых слов детьми от 4 до 6 лет не на основании формы (статическое условие), а на основании ее изменения (динамическое условие). Были разработаны задания с теоретически-нейтральным и теоретически-нагруженным материалом. Мы обнаружили, что в теоретически-нейтральных условиях существовало различие в предпочтении динамического основания для обобщения между возрастами (динамическое условие для обобщения предпочитали только дети старшей группы), в то время как на теоретически-нагруженном материале различий не было, – дети всех возрастных групп предпочитали динамическое основание. Данные результаты интерпретируются как противоречащие теории о существовании лишь одной, основанной на лексическом развитии стратегии обобщения значений новых слов.

Добавлено: 21 июля 2013
Статья
Боголюбова О., Шестакова А. Н. Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 2. С. 60-76.
Современный человек нередко сталкивается с событиями, представляющими угрозу его благополучию. Травматический стресс, связанный с переживанием ситуаций, угрожающих жизни и здоровью, в своем крайнем проявлении оборачивается посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Клиническая картина ПТСР включает симптомы вторжения, симптомы избегания, негативные изменения в когнитивной и эмоциональной сферах, а также значимые изменения возбудимости и реактивности. В последние годы также растет интерес к изучению сложного посттравматического расстройства, связанного с переживанием хронической травматизации в детском возрасте. В задачи данной статьи входит рассмотрение последствий психологической травмы с позиций современной нейробиологии, а также обсуждение возможностей применения нейроэкономической парадигмы к исследованиям последствий психологической травматизации. В статье представлен достаточно подробный обзор исследований нейробиологии ПТСР, анализ нейробиологических коррелятов хронической травматизации в детском возрасте, а также рассматриваются перспективные направления исследований ПТСР с применением инструментов нейроэкономики.
Добавлено: 26 октября 2015
Статья
Капица М. С., Блинникова И. В., Величковский Б. Б. и др. Экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 1. С. 35-51.
Добавлено: 15 февраля 2010
1 2