?
Вузовская наука: перспективы развития
Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 107-120.
Вузовская наука, являющаяся ключевым элементом научного потенциала страны, в значительной мере определяет качество подготовки высококвалифицированных специалистов в системе высшей школы. В то же время показатели финансирования вузовской науки явно не адекватны ее кадровому потенциалу. Важнейшим фактором активизации НИР в вузах является обеспечение достойной оплаты труда и социальных гарантий научным сотрудникам вузов. Каковы перспективы развития исследовательского потенциала вузов, рассуждают авторы статьи.
Язык:
русский
Гохберг Л. М., Кузнецова И. А., Вестник Российского общественного совета по развитию образования 2004 № 9
Вузовская наука, являющаяся ключевым элементом научного потенциала страны, в значительной мере определяет качество подготовки высококвалифицированных специалистов в системе высшей школы. В то же время показатели финансирования вузовской науки явно не адекватны ее кадровому потенциалу. Важнейшим фактором активизации НИР в вузах является обеспечение достойной оплаты труда и социальных гарантий научным сотрудникам вузов. Каковы перспективы развития исследовательского ...
Добавлено: 16 января 2013 г.
Гохберг Л. М., Стратегии на образователната и научната политика 1999 No. 1
О финансировании исследований и разработок в странах Центральной и Восточной Европы. ...
Добавлено: 17 января 2013 г.
Гохберг Л. М., Ковалева Н. В., Вопросы статистики 2004 № 9 С. 38-45
Оставаясь важнейшей социальной отраслью, обеспечивающей потребности человека в получении знаний, образование все в большей степени ориентируется на потребности рынка, а учреждения образования сами становятся его экономическими субъектами. Поэтому если раньше можно было ограничиться в основном знанием возможностей и особенностей функционирования собственно системы образования, то сейчас информационный запрос значительно расширился, так утверждает автор статьи. На образовательных ...
Добавлено: 16 января 2013 г.
Натхов Т. В., Полищук Л. И., / Высшая школа экономики. Series EC "Economics". 2012. No. 15.
Институты влияют на инвестиционные решения, в том числе на инвестиции в человеческий капитал. В данном исследовании такая связь распространяется на инвестиции в человеческий капитал в форме выбора способной молодежью предмета изучения в высшей школе и сферы деятельности по окончании вуза. Институты, защищающие права собственности, стимулируют производительную деятельность и процесс "созидательного разрушения" по Шумпетеру, в том ...
Добавлено: 1 июня 2012 г.
В работе тестируется проявление эффектов сообучения - влияния на успеваемость отдельного студента других учащихся студенческой группы - на примере факультета экономики НИУ ВШЭ. Присутствие способных одногруппников оказывает положительное влияние на индивидуальную успеваемость, причем в большей степени такому воздействию подвержены именно наиболее подготовленные студенты. Увеличение доли слабых студентов влияет на успеваемость незначимо. ...
Добавлено: 9 июля 2012 г.
Польдин О. В., Юдкевич М. М., Вопросы образования 2011 № 4 С. 106-123
Обсуждаются модели, лежащие в основе работ, посвященных эффектам сообучения в высшем образовании, и их ограничения. Формулируются открытые вопросы образовательной политики и те задачи, которые они ставят перед исследователями. ...
Добавлено: 3 сентября 2012 г.
Абанкина И. В., Народное образование 2010 № 10 С. 117-120
Модернизация образования происходит в условиях бюджетной реформы, что накладывает дополнительную ответственность на органы управления образованием при внедрении моделей нормативно-подушевого финансирования. Оптимизация механизма управления бюджетными ресурсами сводится к переходу от ассигнований на текущее содержание учреждений образования к финансированию оказываемых ими услуг на основе задания учредителя. Задание должно обеспечивать увязку показателей объемов и качества предоставляемых образовательными учреждениями ...
Добавлено: 2 октября 2012 г.
Павлюткин И. В., Вопросы образования 2010 № 1 С. 25-41
Анализируются последствия введения института ранжирования в систему высшего образования. Рейтинги призваны бороться с провалами рынка, стимулировать конкуренцию и эффективный выбор учебного заведения. Однако проведенные за последнее десятилетие исследования, посвященные влиянию ранжирований на поведение университетов, показывают, что рейтинги приобрели символическую власть на рынке образовательных услуг, наделяя преимуществами одни учебные заведения в ущерб другим. В результате возникло ...
Добавлено: 18 октября 2012 г.
Деркачев П. В., Пинская М. А., Управление школой 2014 № 7-8 (576) С. 14-28
В статье описывается социологическое исследование, проведенное в рамках проекта "Мониторинг экономики образования". Учителя и директора школ отвечали на вопросы о заработной плате, распределении рабочего времени, источниках стимулирующих надбавок. Анализ данных дает представление о результатах внедрения "эффективного контракта" в школьном образовании. ...
Добавлено: 2 сентября 2014 г.
Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Деркачев П. В., Университетское управление: практика и анализ 2014 № 4-5 (92-93) С. 52-65
Феномен «болезни издержек» был предложен в работе Баумоля и Боуэна «Исполнительские искусства – экономическая дилемма» в 1966 году. Суть этого феномена заключается в том, что в искусствах, связанных с оказанием персональных потребительских услуг (театр, балет, опера, симфоническая музыка, образование) практически не меняется технология производства. В этой сфере деятельности практически невозможно замещение труда капиталом или иными ...
Добавлено: 24 сентября 2014 г.
Первова Н. А., Труд и социальные отношения 2010 № 10 С. 145-149
Статья описывает формирование и реализацию японской государственной научной политики как национальной программы развития японского общества. Этот процесс рассматривается на протяжении 30 лет - с 1970 по 2000 годы, с периодизацией этапов - десятилетий. Анализ данного опыта имеет конкретное практическое значение для нашей страны, которая на всех уровнях власти провозгласила направление на развитие научного и информационного ...
Добавлено: 11 октября 2012 г.
Деркачев П. В., Зиньковский К. В., Кравченко И. А. и др., Университетское управление: практика и анализ 2021 Т. 25 № 1 С. 131-141
В данной концептуальной статье представлены подходы микроэкономики к анализу поведения затрат вузов, получения ими эффектов экономии от масштаба и разнообразия деятельности. Авторами представлен обзор эконометрических исследований, в которых были оценены рассматриваемые эффекты для вузов некоторых стран. Обсуждаются выводы об экономической целесообразности укрупнения и расширения деятельности вузов, совмещения исследований с образовательной деятельностью. Обсуждается трансформация экономики вузов ...
Добавлено: 5 апреля 2021 г.
Деркачев П. В., Директор школы 2019 № 5 С. 65-73
В статье анализируются результаты социологического опроса по актуальным вопросам правоприменительной практики в сфере общего образования. ...
Добавлено: 12 июня 2019 г.
Сивак Е. В., Юдкевич М. М., Вопросы образования 2009 № 1 С. 170-188
В работе обсуждаются положительные и отрицательные стороны практики найма вузами собственных выпускников. Дается обзор эмпирических исследований, анализирующих распространенность и последствия этого явления в различных образовательных системах, а также разницу в поведении и результативности инсайдеров и аутсайдеров. Для иллюстрации феномена выращивания, характерного для российских вузов, используются данные опроса преподавателей и заведующих кафедрами 28 факультетов вузов Санкт-Петербурга, ...
Добавлено: 10 февраля 2013 г.
Калимуллин Т. Р., Экономическая социология 2005 Т. 6 № 4 С. 14-38
Целью данной работы является анализ механизма воспроизводства рынка диссертационных услуг в России. В первой части данной работы рассмотриваются основные трактовки диссертационного исследования, характерные прежде всего для академического сообщества. Далее анализируется проблема социальной укорененности диссертационного исследования, при этом особое внимание уделяется роли социальных сетей; демонстрируется институциональная специфика написания данной формы научной работы на примере форм обмена ...
Добавлено: 22 января 2014 г.
Шугаль Н. Б., Вопросы образования 2010 № 4 С. 122-149
Предлагается карта движения обучавшихся в системе обра зования РФ в 2008 г. Показаны потоки между основными уровнями образования, а также между системой образования и рынком труда. Карта может служить полезным инструментом для анализа структуры спроса по уровням образования, образовательных траекторий, а также для оценки потребностей системы образования в финансировании. Подробно анализируются источники информации, послужившие базой ...
Добавлено: 18 октября 2012 г.
М. : ИНИОН РАН, 2012
Рассматриваются проблемы стратегического проектирования социально-экономического развития России, национальных интересов России в изменяющемся мире, модернизации российской экономики на основе инновационного и технологического развития, качества власти и управления, регионального развития, модернизации российского здравоохранения, образования и науки. В ежегоднике представлены материалы XII Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения», Москва, ИНИОН РАН, 15–16 декабря 2011 г.
Для ...
Добавлено: 12 октября 2012 г.
М. : Научный эксперт, 2012
Издание материалов конференции с максимальной подробностью передает накал дискуссий, происходивших во время работы этого научного форума. На обсуждение были вынесены такие темы, как «Парадокс СССР: распад страны на вершине исторического могущества. Внутренние и внешние причины»; «Цели, результаты и будущее постсоветского реформирования»; «Мир без СССР».
Издание адресовано обществоведам, работникам государственных органов, преподавателям, аспирантам и студентам. ...
Добавлено: 3 октября 2012 г.
Добавлено: 16 января 2014 г.
Андрущак Г. В., Натхов Т. В., Вопросы образования 2010 № 2 С. 207-223
Исследуются детерминанты ожидаемых доходов российских школьников, планирующих поступление в вуз. Информационной базой исследования является социологический опрос 1600 семей, организованный лабораторией институционального анализа экономических реформ ГУ-ВШЭ при поддержке Центра фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ весной 2008 г. в крупнейших городах России. Обнаружено, что за два месяца до поступления лишь 60 % 11‑классников и их семей сформировали свои ожидания. ...
Добавлено: 18 октября 2012 г.
Розанова Н. М., Вестник Института экономики Российской академии наук 2020 № 5 С. 64-78
Конкурентоспособность стран в XXI в. зависит от уровня образования трудовых ресурсов национальных экономик. Если вплоть до конца ХХ в. конкуренция в образовании развивалась преимущественно экстенсивным путем, за счет расширения охвата населения различными уровнями подготовки (от начальной школы до вузовского обучения), то сегодня мы можем говорить о том, что главной ареной соперничества стран становится высшее образование. ...
Добавлено: 3 ноября 2020 г.
Зиньковский К. В., Деркачев П. В., Университетское управление: практика и анализ 2016 № 6 С. 135-145
Исследовательская статья. Основной вопрос статьи состоит в том, наблюдается ли прирост результативности вузов за счет слияния, поглощения или организационной реструктуризации. Задача определения результативности при нескольких «выходных» и «входных» показателях сегодня решается хорошо зарекомендовавшим себя методом оболочечного анализа данных (Data Envelope Analysis, DEA). Представлены две модели для оценки образовательной и научно-образовательной результативности вузов. При расчетах использовалась ...
Добавлено: 19 января 2017 г.
Деркачев П. В., Вопросы образования 2014 № 4 С. 128-147
Представлен обзор ис- следований, посвященных взаимосвя- зи между заработной платой педагоги- ческих работников школ и экономикой региона, а также региональным факто- рам, под воздействием которых скла- дывается уровень заработной платы педработников. Рассмотрены основ- ные показатели заработной платы пед- работников в регионах: абсолютный размер оплаты труда, заработная пла- та педагогических работников относи- тельно средней по экономике ...
Добавлено: 15 сентября 2014 г.
Исследованы схемы финансирования высшего образования, ориентированные на введение конкурентных механизмов регулирования распределения средств. При сравнительном анализе различных схем финансирования государственного сектора высшего образования основное внимание уделяется механизмам финансирования образовательных учреждений стран ОЭСР, Евросоюза и других ведущих стран мира. Оценены возможности их применения, выявлены преимущества, ограничения и риски. Проанализированы изменения и современные направления в развитии механизмов ...
Добавлено: 27 марта 2013 г.