?
Возможности российских школ для поддержки и развития детей, имеющих трудности в обучении: информационный бюллетень
В материале представлен анализ данных опроса родителей и учителей о причинах академической неуспешности детей, возможностях для ее преодоления, предоставляемых современными российскими школами, и имеющихся у семей. Опрос проведен в рамках Мониторинга экономики образования в 2020/2021 году,
Особое внимание уделяется позиции, ее роли в преодолении неуспешности, в частности, характера включенности в учебный процесс ребенка. Рассматриваются практические возможности школ в оказании помощи учащимся с трудностями в обучении, доступность предлагаемых сервисов, а также существующие установки педагогов в отношении академически неуспешных детей. Данные анализируются в разрезе групп родителей с разным уровнем успеваемости детей и групп школ, отличающихся по доле неуспевающих учеников.
Проведенный анализ позволил сделать следующие важные фиксации:
- Родители наименее академически успешных детей в наибольшей степени отмечают дефицит внимания школы к проблемам детей с трудностями в обучении, отсутствие дополнительных занятий и поддержки специалистов для преодоления трудностей, демонстрируют более высокий уровень готовности к переводу детей в другую школу.
- Среди родителей академически неуспешных школьников наблюдается меньшая включенность в образовательный процесс ребенка, которая в том числе обусловлена, в частности, низким уровнем необходимых для этого знаний и компетенций.
- Для учителей, работающих в школах с большим числом неуспевающих детей, характерным является более низкий уровень принятия ответственности за образовательные результаты обучающихся и более высокий уровень неудовлетворенности выбором профессии. Они реже, чем учителя, работающие с академически успешными детьми, получают консультации специалистов, чаще отмечают недостаточность собственных навыков индивидуального обучения для работы с проблемными детьми, в большей степени включены в мероприятиях по профессиональному развитию в соответствующей области.
- Психологический климат, существующий в классах и школах с высокой долей академический неуспешных детей, неблагоприятен для преодоления школьной неуспешности, а группы родителей и педагогов, испытывающие наибольшие сложности в обеспечении качественного образования, испытают наибольший дефицит поддерживающих ресурсов.