?
Взаимосвязь самоэффективности, социального капитала и удовлетворенности жизнью с отношением к онлайн-обучению в период пандемии COVID-19: лонгитюдное исследование
Мир психологии. Научно-методический журнал. 2022. Т. 108. № 1. С. 81-92.
В настоящее время мир охвачен пандемией COVID-19. В попытке урегулировать ситуацию вводятся различные ограничения, которые затрагивают сферу образования в том числе. Введение временного полного дистанционного обучения с 16 ноября 2020 г. на замену частичному онлайн-обучению являлось мерой, к которой в разной степени были готовы студенты высших учебных заведений. В данном лонгитюдном исследовании изучается роль самоэффективности, социального капитала и удовлетворенности жизнью во взаимосвязи с отношением к онлайн-обучению и воспринимаемой угрозой коронавируса. В выборке участвовали студенты Высшей школы экономики.
Ключевые слова: социальный капиталобразованиедистанционное обучениеудовлетворенность жизньюсамоэффективностьонлайн-обучениеCOVID-19пандемия COVID-19
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
G. Ya. Rodionov, E. V. Maklasova, Psychology. Journal of the Higher School of Economics 2023 Vol. 20 No. 1 P. 49-61
В 2019 г. был запущен федеральный проект «цифровая образовательная среда», направлен- ный на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной сре- ды. Пандемия COVID-19 актуализировала идею данного проекта и ускорила ее реализа- цию. Вынужденная цифровая трансформация системы образования, реализованная в корот- кие сроки, требует оценки своих результатов не только с технической точки зрения, но ...
Добавлено: 6 марта 2023 г.
Багдасарян М. А., Родионов Г. Я., Мир психологии. Научно-методический журнал 2022 № 3(110) С. 83-95
Пандемия COVID-19 является достаточно сильным стрессогенным фактором и не могла не сказаться на качестве жизни, социально-экономическом субъективном благополучии людей. Это подтверждается рядом проведенных исследований последних лет. Однако в эпоху цифровизации отрицательное влияние многих стрессовых факторов, связанных с воспринимаемой угрозой коронавируса, может быть ослаблено. В данном исследовании изучается роль информационно-коммуникационных технологий в поддержании субъективного благополучия россиян ...
Добавлено: 2 ноября 2022 г.
Духанина Л. Н., Максименко А. А., Педагогика и психология образования 2023 № 1 С. 165-175
Авторами статьи предпринята попытка изучения параллельной активности студентов при дистанционном обучении с режимом выключенной веб-камеры. С этой целью было проведено исследование среди студентов российских вузов с применением авторского опросника, учитывающего и демографические характеристики респондентов (пол, курс обучения, субъективный уровень дохода, жилищные условия). Потенциальные респонденты приглашались к онлайн-опросу как через паблики различных российских вузов, так и через социальные сети. ...
Добавлено: 11 мая 2023 г.
Ефремова М. В., Полуэктова О. В., Социальная психология и общество 2019 Т. 10 № 3 С. 118-136
В данной статье рассматривается взаимосвязь низкого социально-экономического статуса в детстве и во взрослом возрасте с психологическими характеристиками личности,такими как ценности, самоэффективность, самооценка, психологическое благополучие и доверие. Оцениваются эффекты взаимодействия детского и взрослого социально-экономического статуса на психологические показатели. В исследовании приняли участие бедные - люди, имеющие доход ниже прожиточного минимума (N=162, возраст M = 41,39,5% жен.), ...
Добавлено: 3 сентября 2019 г.
Сафонова М. Ю., Ширкова Н. Н., Коршунов И. А. и др., Современная аналитика образования (Express-выпуск), Москва 2020
Пандемия, введенные ограничения, вынужденная социальная изоляция, ухудшение экономической ситуации, падение уровня доходов населения повлияли на ситуацию на рынке непрерывного профессионального образования, приведя его в состояние неопределенности. Массовый перевод программ в онлайн выявил ряд проблем, касающихся реакции слушателей на переход в другой формат обучения, а также возможности перевода в онлайн формат продолжительных и дорогостоящих программ, таких ...
Добавлено: 11 ноября 2020 г.
Савенков А. И., Двойнин А. М., Буланова И. С., Современная зарубежная психология 2022 Т. 11 № 3 С. 84-93
В статье представлен анализ современных исследований международных образовательных практик дистанционного обучения в аспекте психологического сопровождения когнитивного и психосоциального развития школьников. Выделено три этапа развития данных исследований: догоняющие, оперативные и опережающие. В догоняющих исследованиях авторами делается акцент на анализе психологических рисков, возникающих в условиях глобальной цифровизации образования, отмечается негативное влияние образовательных IT-продуктов на когнитивное, психосоциальное и ...
Добавлено: 19 октября 2022 г.
Кушнирук А. В., Мир психологии. Научно-методический журнал 2022 Т. 1 № 108 С. 41-51
В статье приведены результаты процедуры апробации опросника «Шкала измерения спортивной идентичности» Б. В. Брюэра для русскоязычной выборки. В ходе апробации опросника были реализованы перевод и валидизация опросника на русский язык. С целью проверки конструктной валидности проводился корреляционный анализ между спортивной идентичностью и удовлетворенностью жизнью и самоэффективностью. Респонденты — люди с различной степенью вовлеченности в спортивную ...
Добавлено: 30 мая 2022 г.
Озорнина Н. Ю., Ефимова П., Тимошенко Н. и др., Образование и саморазвитие 2022 Т. 17 № 4 С. 150-164
В 2020 году распространение эпидемии коронавируса привело к массовому переходу школ на дистанционное обучение, последствия которого необходимо изучить. Все участники образовательного процесса вынуждены адаптироваться к новым обстоятельствам, перестраивать способы коммуникации, распределение времени, формы досуга под новую реальность. Данная статья посвящена изучению опыта обучения, общения и досуга подростков в условиях закрытия школ, факторов риска в контексте ...
Добавлено: 24 декабря 2022 г.
Белоколодова Т. И., В кн. : Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра. Т. 1.: СПб. : ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2020. С. 31-38.
В связи с пандемией коронавируса COVID-19 большинству российских вузов было рекомендовано организовать режим сетевого и дистанционного обучения. В связи с особенностям образовательного процесса гуманитарные вузы при проведении дистанционного обучения оказались в преимущественном положении по сравнению с вузами естественнонаучной и творческой направленности. Переход на дистанционное обучение в юридических вузах позволил выявить как преимущества использования данной формы ...
Добавлено: 4 февраля 2021 г.
Филькина А. В., Абрамова М. О., Терентьев Е. А. и др., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2022 № 6 С. 59-83
Студенты являются одной из наиболее уязвимых социальных групп с точки зрения психологического благополучия. Зарубежные исследования показывают, что пандемия COVID-19 и форсированный переход к дистанционному обучению выступили дополнительными факторами стресса, снижения уровня психологического благополучия и ментального здоровья студентов. При этом фиксируется недостаток исследований в отношении российских студентов. Предлагаемая статья направлена на восполнение этого пробела и посвящена ...
Добавлено: 9 января 2023 г.
Бокарева М. А., Альманах современной науки и образования 2012 № 2 (57) С. 70-74
Статья посвящена исследованию взаимосвязи социального капитала с макроэкономическими показателями и представлениями. Автор выдвигаети обосновывает точку зрения, что чувствуя себя частью общества, чувствуя от него поддержку, у человека растет чувство удовлетворенности жизнью, что в свою очерердь влечет за собой желание помогать другим людям и оказывать им поддержку, а это, способствует развитию благополучия в обществе в целом. ...
Добавлено: 30 сентября 2012 г.
Дубров Д. И., Социальная психология и общество 2017 Т. 8 № 3 С. 85-99
Данная статья посвящена изучению взаимосвязи аккультурационного ожидания «интеграция» и удовлетворенности жизнью принимающего населения. В ранних исследованиях наблюдались противоречивые результаты относительно данной взаимосвязи. Причиной данных противоречий является контекстуальные условия, в рамках которых протекают межкультурные взаимотношения. Генерализованное доверие является одним из подобных условий. Проведенное исследование (n = 198) в Москве показало, что доверие является модератором взаимосвязи аккультурационного ...
Добавлено: 10 октября 2017 г.
Захарова У. С., Вилкова К. А., Современная зарубежная психология 2020 Т. 9 № 3 С. 87-96
Сформированная субъектность студентов является одной из ключевых характеристик успешного обучения в вузе, и критически важной при дистанционном обучении. Вынужденный переход на обучение с применением дистанционных образовательных технологий, значительно ослабив внешнюю регуляцию, продемонстрировал картину студенческой субъектности. Субъектность становится крайне важной в условиях вынужденного перехода на дистанционные формы обучения: именно она определяет то, как студенты организуют свой ...
Добавлено: 23 октября 2020 г.
Курносова С. А., Трушина И. А., Телицына А. Ю. и др., Психологическая наука и образование 2024 Т. 29 № 1 С. 31-46
Несмотря на многочисленные доказательства позитивного влияния образования на жизнь людей, недостаточно изучены факты и механизмы продолжительности этого эффекта. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить, как уровень образования влияет на различные аспекты удовлетворенности жизнью на пенсии. Для реализации цели была разработана и верифицирована на выборке пенсионеров индустриального региона России (n=291) структурная модель влияния образования ...
Добавлено: 21 марта 2024 г.
Д.А. Леонтьев, Л.С. Кифак, Митина О. В. и др., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2017 Т. 14 № 3 С. 433-452
Цель данного исследования — психометрическая апробация показателей методики «Психологическая состоятельность личности» (ПСЛ) В.А. Петровского, построенной на основе авторской метаимпликативной модели экзистенциального выбора с использовани- ем формул булевой алгебры (Петровский, 2013). Исследование было проведено на двух выборках: студентах 1-го курса факультета психологии (N = 88) и девушках — профессио- нальных моделях (N = 57), близких по ...
Добавлено: 23 марта 2021 г.
Аленина Е. А., Барцева К. В., Ли О. и др., Психологическая наука и образование 2022 Т. 27 № 6 С. 84-101
Представлены материалы работы, посвященной тому, как внезапный переход образовательных учреждений на дистанционное обучение, вызванный COVID-19, отразился на уровне тревожности и профессионального выгорания педагогов. В исследовании приняли участие 282 педагога общеобразовательных школ. Полученные с помощью опроса результаты показали, что педагоги успешно справились с произошедшим переходом: уровень тревожности и выгорания был схожим с результатами предыдущих исследований педагогов, ...
Добавлено: 16 января 2023 г.
Мн. : БГУИР, 2022
Сборник содержит материалы по проблемам, методам и подходам к решению вопросов, связанных с внедрением электронного (дистанционного) обучения, установлением научно-образовательных связей и областей взаимодействия для ускорения развития информатизации образования.
Адресуется педагогическим работникам, аспирантам, ученым, организаторам
учебного процесса и руководителям учебных заведений. ...
Добавлено: 31 октября 2022 г.
Перевод учебного процесса на дистанционные форматы в условиях режима самоизоляции весной 2020 г. стал испытанием для всей системы образования, в том числе для высшего. При этом прикладные специальности единогласно признавались наиболее пострадавшими в силу фокуса на освоении практических навыков, тесной связи с инфраструктурой образовательной организации и слабым покрытием учебного плана имеющимися цифровыми решениями. В статье ...
Добавлено: 19 марта 2021 г.
М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014
Материалы XI международной конференции. 19-20 февраля 2014 г. ...
Добавлено: 18 октября 2014 г.
Миронова А. А., Социальная психология и общество 2022 Т. 13 № 1 С. 5-21
Цель. Критический анализ опыта имеющихся исследований о взаимосвязи между вовлеченностью в использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и социальным капиталом; формулировка авторского представления о существующих ограничениях имеющихся исследований о связи ИКТ и социального капитала. Контекст и актуальность. Развитие ИКТ создает новую социальную реальность и выступает основой для развития новых социальных практик. В связи с распространением ИКТ и, ...
Добавлено: 18 апреля 2022 г.
M. : Future Academy, 2018
Статьи конференции ECCE 2018 VII International Conference Early Childhood Care and Education ...
Добавлено: 15 января 2019 г.
Сергиев Посад : Канцлер, 2019
Сборник статей участников VI педагогических чтений, посвященных памяти И.Б. Ольбинского, прошедший в Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б. Ольбинского 24-25 января 2019 года. ...
Добавлено: 21 марта 2022 г.
Татарко А. Н., Ученые записки ИМЭИ 2012 Т. 2 № 1 С. 43-56
В работе представлены результаты кросс-культурного исследования социального капитала и экономических установок русских (N=334) и представителей народов Северного Кавказа (N=182). Выявлены различия в показателях социального капитала и экономических установках между русскими и представителями народов Северного Кавказа. Далее, с помощью множественного регрессионного анализа, продемонстрировано, что итоговые значения социального капитала и данные, характеризующие экономические установки, взаимосвязаны. Существуют как ...
Добавлено: 9 декабря 2012 г.