?
Опыт думания о думании. К восьмидесятилетию В.В. Давыдова (1930–1998)
Вопросы философии. 2010. № 11. С. 75-91.
Статья посвящена 80-летию выдающегося психолога и педагога – В.В. Давыдова, разрабатывавшего совместно с Д.Б. Элькониным психологические основы и педагогическую практику развивающего образования. Центром разработанной ими программы было развитие теоретического мышления, формирование у школьников готовности к мысли и способности к понятийному мышлению. В статье сделана попытка применить развитые В.В. Давыдовым представления о теоретическом мышлении к анализу мышления как такового. Наибольшее внимание уделено рефлексии и интуиции.
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Ключевые слова: рефлексиямысльинтуициямышлениеthinkingthoughtexperienceintellectual emotionsemotional intellectintuitionreflexionпереживание умные эмоции персоналияистория философии в отдельных странахистория психологииобщая теория образования и обучениятеория развития личностиистория общеобразовательной школы и педагогики
Зинченко В. П., Психологическая наука и образование 2010 № 4 С. 8-29
Статья посвящена 80-летию выдающегося психолога и педагога - В. В. Давыдова, разрабатывавшего (совместно с Д. Б. Элькониным) психологические основы и педагогическую практику развивающего образования. Центром разработанной ими программы было развитие теоретического мышления и формирование у школьников готовности к мысли и способности к понятийному мышлению. В статье сделана попытка применить развитые В. В. Давыдовым представления о ...
Добавлено: 13 октября 2012 г.
Зинченко В. П., Культурно-историческая психология 2012 № 1 С. 59-68
В статье рассматривается современное состояние методологии науки применительно к психологии. Показано, что методология настолько развилась и разветвилась, что настала пора разрабатывать ее специальный вид: методологию выбора и применения методологии к частным наукам. Специально выделена роль искусства как своего рода методологии: искусство питает интуицию, а методология дискурсию. В статье также представлена пропедевтика методологической культуры и дана ...
Добавлено: 30 июня 2012 г.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 № 2 С. 80-87
В работе приводятся результаты анализа видов восприятия, показателей ведущих свойств и показателей продуктивности восприятия. Показывается, что субъективный образ внешнего мира тесно связан с мотивацией и переживаниями субъекта восприятия. Обосновывается подход к определению мысли как потребностно-эмоционально-содержательной субстанции и с этих позиций показывается, что образ также представляет собой субстанцию мыслей. С этих позиций раскрываются превращение образа-субстанции в ...
Добавлено: 10 сентября 2014 г.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 № 1 С. 17-32
Через раскрытие структуры мысли и содержания психики показывается, что сознание выступает как функциональная часть, актуализируемая субъектом в целях организации текущей жизнедеятельности. Мышление с его операциями рассматривается как механизм работы с содержанием сознания. Доказывается, что рефлексия включена в мыслительный процесс и нет основания рассматривать ее отдельно от мышления. Показывается, что все познавательные процессы можно разделить на ...
Добавлено: 13 декабря 2013 г.
Семенов И. Н., Практична психологiя та соцiальна робота 2012 № 1 С. 53-58
В статье анализируется развитие профессиональной деятельности российско-украинского ученого В.П.Зинченко в области философии, психологии, педагогики. Дифференцируются и квалифицируются этапы развития его жизнедеятельности, а также характеризуется инновационный вклад в современную психологию сознания, рефлексии и творчества ...
Добавлено: 28 ноября 2012 г.
Шадриков В. Д., Образование и саморазвитие 2015 № 3 (45) С. 3-10
В работе рассматриваются фундаментальные вопросы: «что такое мысль?» и «как мысль представлена в познавательных процессах и их результатах: образе, представлении, воображении, слове, сознании?» Анализируется единство, своеобразие и преемственность этих результатов со стороны содержания, отраженного в мыслях, у конкретного субъекта познания. ...
Добавлено: 11 января 2019 г.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 3 С. 139-149
В работе показывается внутренняя связь между мыслью, образом и словом. Раскрывается роль психических функций в порождении мыслей, устанавливается активная роль наблюдателя в формировании мыслей, раскрывается структура мысли и образа, показывается, что процесс мышления есть процесс порождения мыслей и использование их при решении задач, стоящих перед субъектом. Сказанное позволяет дать содержательную характеристику ума, которая заключается в ...
Добавлено: 19 ноября 2013 г.
Савинова С. Ю., Вестник Университета (Государственный университет управления) 2010 № 7 С. 100-104
В статье рассматривается развитие отечественной психологической науки в начале ХХ века, ее отдельных направлений – педологии и психотехники в контексте активно развивающейся мировой психологии. Прослеживается влияние этого процесса на становление операционального подхода в отечественном образовании . ...
Добавлено: 12 декабря 2012 г.
Шадриков В. Д., Культурно-историческая психология 2019 Т. 15 № 4 С. 17-24
В статье дается определение понимания как факта нашей психической жизни. Рассматривается
отражение понимания в языке, в философской литературе, в теологии. Проблеме понимания посвящено значительное количество исследований в психологии, но явно недостаточно изучен процесс
понимания со стороны механизмов, обращенных к пониманию процесса учения и обучения. Ставятся вопросы: когда возникла проблема понимания? Каковы механизмы понимания? Выделяются три
фактора понимания—непонимания: связь ...
Добавлено: 9 января 2020 г.
Шадриков В. Д., Вопросы психологии 2014 № 5 С. 118-127
В работе обосновывается необходимость обращения к мысли, как одной из базовых психологических категорий, излагаются методологические принципы исследования, обосновывается понятие предметной мысли, рассматриваются нейрофизиологические механизмы порождения мысли и формируются представления о структуре мысли, выясняются отношения мысли и информации, дается гипотетическое описание процессов порождения мысли. ...
Добавлено: 10 декабря 2014 г.
Горбатова Ю. В., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2018 Т. 2 № 4 С. 93-106
Автор, начав с обсуждения актуальной философской проблемы — допустимости утверждать, что животные мыслят (а если мыслят, то что под этим следует понимать), переходит к более метафизическим и в то же время аналитическим рассуждениям о том, как соотносятся понятия «рациональность» и «мышление». Наибольшего философского напряжения рассуждение достигает тогда, когда переходит к сугубо метафизическому вопросу о том ...
Добавлено: 10 января 2019 г.
Методологические основы разработки концепции и развитие персоналистических идей в работах В. Франкла
Уколова Е. М., Шумский В. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 4 С. 178-189
Статья посвящена реконструкции представлений В. Франкла о личности как основе индивидуализации и самоформирования человека и его жизни. Раскрываются методологические основы концепции В. Франкла - понимание личности в философской антропологии М. Шелера, обсуждаются психологические категории, посредством которых описывается процесс актуализации личностного начала человека, а также рассматривается значение взглядов В. Франкла для психологии личности. ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Монография посвящена эпистемологическим проблемам современной психологии. Авторы проводят мысль о том, что наиболее интересные и перспективные философско-методологические разработки психологической проблематики располагаются в тех ее областях, где «встречаются» теоретическая психология и ее практически ориентированные психотерапевтические направления. Здесь закладываются основы нового концептуального аппарата современной психологии, определяются контуры новой эпистемологической стилистики ее языка. Книга предназначена не только для ...
Добавлено: 8 ноября 2012 г.
Семенов И. Н., Акмеология 2016 № 4(60) С. 8-22
В статье характеризуются основные периоды жизнетворчества и научные достижения одного из крупнейших российских психологов середины ХХ в., основателя и заведующего кафедрой психологии и логики Академии общественных наук (предшественницы РАНХиГС) академика АПН РСФСР Б.М. Теплова. Он был одним из лидеров советской психологической науки 1940–1960-х гг. Акцент в статье сделан на экспликации акмеологических аспектов той части его ...
Добавлено: 12 января 2017 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 2 С. 37-51
В работе впервые ставится проблема изучения и развития творчества с позиций рефлексивной психологии, акмеологии, педагогики в контексте анализа человеческого капитала и в условиях глобализации современного общества. Статья актуальна как в практическом плане востребованности креативной личности в условиях экономического кризиса, так и в фундаментальном отношении, ибо по-новому в междисциплинарном ключе трактует творчество, акцентируя рефлексивно-творческий потенциал как ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Арендт Х., М. : Издательство Института Гайдара, 2013
В настоящий сборник вошли ранее не публиковавшиеся работы Ханны Арендт, написанные ею в последнее десятилетие ее жизни. В них она обращается к фундаментальным вопросам, касающимся природы зла и совершения морального выбора. В «Некоторых вопросах моральной философии» Арендт показывает неудовлетворительность традиционных нравственных «истин» в качестве критериев суждения о том, что мы можем делать, и заново рассматривает ...
Добавлено: 24 декабря 2013 г.
Рябушкина Т. М., М. : Канон+, 2014
В книге анализируются перипетии классического, идущего от Декарта, понимания рефлексии, связанного с предпосылкой об изначальной идентичности познающего субъекта и предмета самопознания. Автор доказывает, что даже те мыслители, которые, как представляется, отказываются от классической рефлексии (экзистенциалисты, аналитические философы, сторонники коммуникативного подхода, современные постмодернисты, рассуждающие о «смерти субъекта»), неявным образом находятся в зависимости от нее. Проведенный критический ...
Добавлено: 22 мая 2014 г.
Демин М. Р., Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik 2012 Т. 57 № 1 С. 59-78
Работа посвящена значению исследований русской литературы для институализации философского знания в России в конце 19- начале 20 вв. В ходе конкурентной борьбы между литературным и философским дискурсами в конце 19 века определяется тенденция проблематизировать литературу как объект философского знания. Русская литература оказывается, с одной стороны, полем для демонстрации возможностей философского и/или психологического анализа (Владимир Чиж «Достоевский как ...
Добавлено: 9 октября 2012 г.
Горбатова Ю. В., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2018 Т. 2 № 4 С. 167-178
В этой работе автор анализиурет замечания и идеи своих коллег, высказанные в процессе панельной дискуссии. Работа не подводит итоги, но, скорее, рассматривает вновь открывшиеся перспективы для более глубокого обсуждения и обдумывания тем, заданных фокусной статьей и ответами на нее. ...
Добавлено: 10 января 2019 г.
Углева А. В., Философские науки 2010 № 7 С. 40-49
Статья является введением в творчество малоизвестного в России выдающегося современного французского философа-феноменолога и теолога Жана-Люка Мариона, с именем которого связан «теологический поворот во французской феноменологии». Она предваряет публикацию перевода статьи Мариона «Некоторые правила в истории философии», поэтому акцент в ней сделан на историко-философских и теологических исследованиях французского мыслителя и на значении феноменологического метода для его ...
Добавлено: 12 октября 2012 г.
Семенов И. Н., Двоеглазова М. Ю., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 № 2 С. 131-143
В статье с системно-методологических и рефлексивно-психологических позиций анализируется проблематика самоорганизации и развития личности в образовании. Изучается роль рефлексии в самоорганизации личности студентов, дифференцируются различные уровни личностной рефлексии и характеризуется их взаимодействие как системообразующий фактор самоорганизации сознания личности в проблемно-конфликтных ситуациях. Рассматриваются диагностико-развивающие рефлетехнологии активизации и самоорганизации личности учащихся-студентов в процессе профессионального образования средствами рефледиалога и ...
Добавлено: 8 декабря 2012 г.
Мейер М. С., Гевелинг Л. В., М. : ИД "Ключ-С", 2011
Предлагаемое издание представляет собой сборник тезисов докладов профессоров, преподавателей и научных сотрудников ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова и Института востоковедения РАН, подготовленных для научной конференции «Ломоносовские чтения 2011». Тезисы печатаются в авторской редакции и с одобрения заведующих соответствующими кафедрами и руководителей подсекций. ...
Добавлено: 15 декабря 2012 г.
Жукова О. А., Инновационное развитие профессионального образования 2013 № 2 С. 14-20
Курс философии входит в базовую часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Философия является посредником (медиатором) между гуманитарными и математическими науками. В системе вузовской подготовки философия не только способствует расширению гуманитарного кругозора студентов, но и формирует мышление. Она создает интеллектуальный алгоритм для постановки и решения сложных профессиональных задач: исследовательских, творческих, управленческих, коммуникативных, проектных. ...
Добавлено: 15 февраля 2014 г.
Князева Е. Н., М. : Институт философии РАН, 1995
В монографии исследуются сложные феномены индивидуального творчества ученых, а также исторического развития научного знания в аспекте теории самоорганизации (синергетики). Дается характеристика синергетики как новой исследовательской программы в широком философско-мировоззренческом и культурно-историческом контексте. В свете синергетики истолковываются такие характеристики креативного мышления, как его многовариантность и сценарность, скрытые установки и преддетерминации, восполнение недостающих звеньев и самодостраивание целостного ...
Добавлено: 10 ноября 2013 г.