?
Ренессанс метафизики: назад к классике
Молодой ученый. 2010. № 12. С. 126-130.
Левина Т. В.
Статья о современной метафизике в аналитической философии, в которой происходит переход к классическим проблемам философии, ее истоках, находимых в 1970-80 гг.
Левина Т. В., Analytica 2011 № 5 С. 36-56
В статье обсуждаются концепции существования в аналитической философии, в большей или меньшей степени критикующие концепцию Куайна, представленную в его статье “О том, что есть” (1948). Анализируются концепции возможных миров, универсалий, несуществующих объектов и фундаментальных оснований (иерархической структуры), обращающихся к классической и феноменологической философии. ...
Добавлено: 11 июля 2012 г.
Евстигнеев М. Д., Трансцендентальный журнал 2020 Т. 1 № 1
еконструкция "Критики чистого разума", предпринятая П.Ф. Стросоном в книге "Границы смысла", является чрезвычайно влиятельным подходом к интерпретации кантовской философии. Помимо всеобщего признания в качестве кантоведа, Стросон также признается оригинальным и самостоятельным философом. Данный текст посвящен совмещению двух этих сюжетов: стросоновская концепция дескриптивной метафизики анализируется и далее применяется к кантовской философии и тому, каким образом Стросон ...
Добавлено: 8 июля 2020 г.
Замятин Д. Н., Человек 2014 № 1 С. 5-17
Путешествие рассматривается как онтологическая модель воображения. В рамках модели исследуются географические образы путешествия. Выявлены ключевые характеристики, описывающие метафизику путешествия как пространственного феномена в контексте гуманитарной географии и метагеографии. ...
Добавлено: 23 октября 2016 г.
Гаман-Голутвина О. В., Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований 2012 № 3 С. 38-53
В статье анализируется историческая специфика трансформаций российского общества и государства. В качестве исходных автор статьи принимает 10 отличий динамично развивающихся и стагнирующих культур, предложенных Лоренсом Харрисоном. По мнению автора, на сегодняшний день сложились все необходимые предпосылки российской субъектности — территория, политические механизмы и т. д. Однако для преодоления стагнации российского общества и элит этого недостаточно. ...
Добавлено: 22 апреля 2018 г.
Горбатова Ю. В., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2012. No. 09.
This article deals with the concept of omnipotence, which is very important for contemporary analytic philosophy of religion. Within the analytic tradition it is usual to show an apparent tension between God’s omnipotence and other divine attributes. In response, some authors have proposed their own ideas on how the classical problems of omnipotence can be ...
Добавлено: 30 апреля 2013 г.
Бирюков Д. С., Schole. Философское антиковедение и классическая традиция 2016 Т. 10 № 1 С. 121-131
В статье реконструируется историко-философский контекст полемики о статусе общности в арианских спорах. Я предполагаю, что позиция Евномия, согласно которой чем выше по иерархии бытия, тем в меньше мере возможна «горизонтальная» общность природы единичных сущих, связана с трактовкой учения Аристотеля о категориях, имевшей место в средне- и неоплатонической философии. Согласно этой трактовке, аристотелевские категории, и в ...
Добавлено: 26 октября 2016 г.
Малинкин А. Н., Вопросы философии 2015 № 11 С. 175-186
В фокусе сравнительного анализа – две фундаментальные проблемы методологий М. Шелера и К. Манхейма: обоснование нового социоцентрического способа мышления, представленного в социологии знания, и проблема объективности познания, связанная с отражением угрозы релятивизма. При различиях в базовых предпосылках и путях решения указанных проблем в воззрениях двух мыслителей обнаруживаются неожиданные существенные сходства. Они дают основания для изменения ...
Добавлено: 3 марта 2016 г.
Бирюков Д. С., Schole. Философское антиковедение и классическая традиция 2015 Т. 9 № 2 С. 339-349
Дебаты об универсалиях во второй половине IV в. по Р. Х. были вызваны спецификой переосмысления понятия единосущия в трактате «Против Евномия» Василия Кесарийского, написанного в качестве ответа на «Апологию» Евномия. Василием было предложено понимание «единосущия» в «горизонтальном» смысле общности Бога-Отца и Сына, т.е. общности, рассматриваемой наподобие общего для индивидов вида. Я показываю, что эта доктрина ...
Добавлено: 26 октября 2016 г.
Павлов И. И., Вопросы философии 2019 № 10 С. 122-131
В статье рассматривается полемика Василия Розанова и Николая Бердяева о соотношении Христа и мира, имевшая место на заседаниях Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге. Автор помещает эту полемику в современный контекст дискуссий о роли метафизики в спорах о религии, связанных с постсекулярной ситуацией. Реплика Розанова и ответ Бердяева анализируются не как образец «экзотичной» русской религиозной философии, построенной ...
Добавлено: 29 октября 2019 г.
Горбатова Ю. В., Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки 2012 № 1 С. 18-25
Основным тезисом является утверждение, что те общеизвестные «слабые места» в христианском вероучении, которые регулярно подвергаются нападкам критиков и которые современные теологи-аналитики пытаются отстоять, не могут быть не только защищены, но и верно поняты, если за основу взята не онтология вещей, а онтология положений дел. ...
Добавлено: 30 апреля 2013 г.
Макеева Л. Б., В кн. : Возможные миры. Семантика, онтология, метафизика. : М. : Канон+, 2011. С. 214-227.
Автор критически оценивает переход сторонников «модального реализма» от семантики к онтологии возможных миров и показывает, что выявление онтологических обязательств научной теории не может быть ограничено формальными критериями существования, но должно согласовываться с научной практикой и/или контекстом коммуникации. ...
Добавлено: 2 октября 2013 г.
Горбатов В. В., Горбатова Ю. В., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2013 № 4(24) С. 11-25
В данной статье рассматривается модальная версия онтологического аргумента Ансельма (т.н. «модальный аргумент» Малкольма-Плантинги, или МА) с точки зрения используемых в ней логических средств. В центре внимания оказывается проблема концептуальной связи этих средств с некоторыми неявными допущениями онтологического и эпистемологического характера. ...
Добавлено: 29 сентября 2013 г.
Селиверстов В. В., Эпистемология и философия науки 2014 Т. XLII № 4 С. 202-208
В данной статье рассматривается проблема анализа теории Эрнста Малли. Проблема главным образом состоит в том, что данная теория, как правило, рассматривается в связи с другими теориями, а именно, то как развитие теории Алексиуса Майнонга, учителя Малли, то как теория, повлиявшая на появление теории абстрактных объектов Эдварда Залты. В связи с этим, для того, чтобы понять, ...
Добавлено: 30 ноября 2014 г.
Краков : Akademia Ignatianum, 2012
Сборник посвящен проблемам интерпетации русской философии и литературы в мировой мысли. ...
Добавлено: 20 сентября 2014 г.
Жукова О. А., Russian Studies in Philosophy 2015 Vol. 53 No. 4 P. 276-290
Оригинальный мыслитель, выдающийся представитель русской религиозной философии первой трети ХХ века, Бердяев предъявил тему творчества в качестве духовного манифеста современности. В своих многочисленных работах он очертил контуры новой духовности, различая в ней метафизическую и социально-культурную проекции. ...
Добавлено: 4 мая 2016 г.
Чепурин К. В., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2013. No. 18.
In this paper, I explore a peculiar triad found in Hegel’s later anthropological thought: individuality, intensity, and daimon (or fate), the latter identified with what Hegel calls one’s “intensive form of individuality.” In his notion of the soul’s intensity, Hegel is reconceptualizing Kant’s idea of intensity of the soul towards an anthropological theory of individuality ...
Добавлено: 27 марта 2013 г.
Плешков А. А., Problemos 2017 No. 91 P. 128-140
Добавлено: 24 марта 2017 г.
Бирюков Д. С., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2018 Т. 2 № 1 С. 52-70
В статье производится анализ использования Оригеном концепта причастности. Различаются два магистральных дискурса причастности у Оригена: природный и индивидуальный. В рамках дискурса природной причастности различаются четыре линии. Это: (1) линия П1, предполагающая порядок природных причастностей видов тварного сущего к Лицам Троицы; в рамках этого дискурса Бог-Отец и Сын выступают
в роли универсальных причаствуемых причин для сущих. (2) Линия П2, предполагающая, ...
Добавлено: 10 июня 2019 г.
Terekhovich Vladislav, Studies in History and Philosophy of Science Part B Studies in History and Philosophy of Modern Physics 2018 Vol. 62 P. 189-201
Добавлено: 12 февраля 2020 г.
Жукова О. А., Вопросы философии 2021 Т. 4 С. 53-63
Статья посвящена анализу восприятия Н.А. Бердяевым творчества Л.Н. Толстого. Философская критика Бердяева в адрес писателя требует пристального внимания и изучения, поскольку позволяет сформулировать важнейший вопрос о философском словаре русского религиозного мыслителя. В работе рассматривается не только критическая интерпретация Бердяевым Толстого в ее развитии, но и личное восприятие философом Толстого как великого русского писателя. В данной ...
Добавлено: 24 мая 2021 г.
Левина Т. В., Идеи и идеалы 2012 Т. 1 № 4(14) С. 159-174
В статье об эссенциалистских стратегиях в искусстве предлагается рассмотреть интерпретацию проблемы сущности художниками и киноавангардистами. Она связана с их частичным или полным отказом от репрезентации реальности. Предпринят анализ основных концепций авангарда, который позволяет показать проблематику как взаимодействие между представителями художественного и кино-авангарда. ...
Добавлено: 2 января 2013 г.
Издательский Дом "Наука", 2014
Монография распадается на две части. Часть I содержит очерк жизни и философии (логоса) Гераклита Эфесского (ок. 540 – ок. 480 гг. до н.э.), а также анализ его метафорического языка, без понимания которого путь к философской мысли Гераклита закрыт. Основной вывод: Гераклит был не физикалистом-«досократиком», а этико-политическим и теологическим мыслителем реформаторского склада, его трактат во многом ...
Добавлено: 5 октября 2018 г.
Жукова О. А., Вопросы философии 2011 № 6 С. 112-122
Одной из наиболее сложных философских проблем наших дней является культурная и политическая идентичность национальных государств. Вот почему проблема духовного и политического наследия России в контексте Современности кажется столь важной. Современная интерпретация русской политической культуры, согласно авторскому видению, акцентирует прошлое не ради прошлого, но как живую часть культурного опыта человечества, которая является гарантией развития исторического самосознания, ...
Добавлено: 11 декабря 2013 г.
Бирюков Д. С., Платоновские исследования 2016 Т. 4 № 1 С. 170-184
Григорий Палама использует принципы единения в различении и неделимой делимости с целью обоснования различения сущности и энергий в Боге. Для прояснения этих принципов он обращается к проблематике тела и его границы, природы и природного, универсального и частного/многого. В этом отношении, ведя речь об универсальном и частном/многом, Палама обращается к формуле троякого способа существования универсалий и ...
Добавлено: 26 октября 2016 г.