?
Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования
М. :
Флинта: Наука, 2010.
В данном учебном пособии предпринята попытка представить, насколько возможно, целостную картину самооценочной реальности, теоретически осмыслить и эмпирически обозначить некоторые новые горизонты исследований самооценки. Особого внимания, с нашей точки зрения, заслуживает обсуждение вопроса о процессуально-динамической стороне самооценки. Изучение мотивов и механизмов самооценки представляет актуальное поле исследования, является чрезвычайно важным и перспективным, так как именно процессуальная сторона самооценки в наибольшей степени определяет как сам результат – самооценку, ее вид и форму, – так и в целом процесс саморегулирования. В пособии отражены многие вопросы, подходы, теории, точки зрения, конкретные эмпирические исследования, связанные с самооценкой.
Для студентов и преподавателей психологических факультетов вузов, практикующих психологов, а также всех, кто интересуется психологией.
Молчанова О. Н., М. : Юрайт, 2020
Учебное пособие освещает закономерности возникновения, развития и функционирования представлений человека о важности своей личности и деятельности среди других людей, собственных качествах и чувствах, преимуществах и недостатках. Автор описывает феноменологию самооценки, подходы к ней, ее содержание, рассказывает о ее мотивах, механизмах, способах защиты, классифицирует разновидности самооценки, раскрывает суть источников, возрастной динамики, способов развития самооценки. Отдельные главы ...
Добавлено: 5 июля 2020 г.
Молчанова О. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 № 1 (65) С. 82-95
Статья посвящена дискуссионной теме – проблеме самооценки индивидуальности. Основное внимание уделено двум вопросам: что такое самооценка и процесс самооценивания и какими особенностями самооценки должна обладать индивидуальность. В статье обсуждаются различные трактовки понимания психологической природы самооценки, рассматриваются два основных процесса аксиологической самооценки – оценка релевантности и оценка конгруэнтности того или иного представления о себе, ...
Добавлено: 4 июля 2012 г.
Молчанова О. Н., В кн. : Психология. : М. : Юрайт, 2011. Гл. 6. С. 113-144.
В главе дается основное представление о самосознании и его структуре; рассматриваются факторы формирования самосознания и механизмы его функционирования; раскрывается связь Я-концепции с уровнем притязаний и локусом контроля ...
Добавлено: 4 июля 2012 г.
Федотова В. А., Комова Е. Д., Социальная психология и общество 2015 Т. 6 № 2 С. 76-89
С первого и до последнего дня жизни человека межличностные отношения являются непременным условием и атрибутом его существования. Значение отношений, в которые включена личность, а также их содержания и качества сохраняется на протяжении всего жизненного пути. На данный момент в связи с отсутствием преемственности между различными психологическими теориями, концепциями, а также отсутствием терминологической однозначности в описаниях ...
Добавлено: 24 февраля 2015 г.
Хачатурова М. Р., Психология в ВУЗе 2011 № 6 С. 114-129
В статье рассматривается совладающее поведение студентов с трудными жизненными ситуациями во время адаптации к обучению. В качестве ресурсов совладающего поведения исследуются жизнестойкость и самоэффективность. Доказано, что средний уровень жизнестойкости связан с выбором адаптивных поведенческих стратегий. При этом средний и высокий уровень самоэффективности предполагают использование адаптивных вариантов эмоциональных и поведенческих копинг-стратегий и отказ от использования относительно ...
Добавлено: 28 сентября 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 4 С. 13-25
Работа посвящена проблеме синтеза теорий и методов изучения отношения личности к себе, созданных в контексте различных философских, психологических и гуманитарных наук. Ставится задача развития «персонологии отношения к себе», основанной на этом синтезе. Представлена персонологическая модель самоотношения, эксплицированная из текстов М. Фуко и соединившая транскультурные идеи об индивидуальном отношении к себе. Данные идеи рассматриваются как культурный ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Olga N. Molchanova, Tatyana Y. Nekrasova, / Высшая школа экономики. Series PSY "Psychology". 2014. No. 17.
Настоящая статья является результатом исследования, задача которого состояла в создании русскоязычной версии шкалы «Contingencies of Self-Worth» (CSW) Дж. Крокер (J.Crocker). В статье описываются процедура и этапы адаптации русскоязычного варианта опросника, в которых приняли участие 791 человек, приводятся результаты проверки внутренней согласованности (коэффициент α-Кронбаха – от 0.67 до 0.84), дискриминативности (показатели варьируются от ...
Добавлено: 28 марта 2014 г.
Подольский А. И., Идобаева О. А., Образование личности 2016 № 4 С. 82-89
В статье излагаются существующие в западной литературе обобщенные представления о строении самоотношения и подходы отечественных психологов к изучению данной проблемы. Продуктом самосознания является представление о себе (Я-концепция). При этом допускается, что Я-концепция не просто продукт самосознания, но важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельности, поведение в ситуациях ...
Добавлено: 29 октября 2018 г.
Хачатурова М. Р., Вестник Университета (Государственный университет управления) 2010 С. 128-130
В статье описываются личностные особенности копинг-стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Анализируется зависимость выбора той или иной стратегии поведения от типа локуса контроля и темперамента, уровня эмпатии, тревожности и самооценки личности. Рассматривается обусловленность данного выбора гендерными и возрастными особенностями ...
Добавлено: 28 сентября 2012 г.
В данной статье рассматриваются психологические аспекты феномена бедности, в частности, взаимосвязь бедности и материального статуса с индивидуально-психологическими характеристиками личности, анализируется ряд исследований, позволяющих выдвинуть предположение о взаимосвязи разных типов бедности с компонентами самовосприятия, базовыми индивидуальными ценностями личности и особенностями принятия экономических решений. Подчеркивается необходимость проведения эмпирического исследования с тем, чтобы проверить предположение о характере данных ...
Добавлено: 23 октября 2015 г.
Молчанова О. Н., Некрасова Т. Ю., Культурно-историческая психология 2013 № 4 С. 65-73
Настоящая статья является результатом исследования, задача которого состояла в создании русскоязычной версии шкалы «Contingencies of Self-Worth» (CSW) Дж. Крокер (J.Crocker), названной нами «Базовые основания самооценки», и ее адаптации на русскоязычной выборке. Теоретический контекст, к которому отсылается шкала, задается идеей о важности учета оснований, на которых личность базирует самооценку. В статье описываются процедура и этапы адаптации ...
Добавлено: 29 января 2014 г.
Молчанова О. Н., Культурно-историческая психология 2010 № 3 С. 67-77
В статье представлены некоторые дискуссионные положения, связанные с проблемой уровневых характеристик самооценки и их последствий. Основное внимание уделено двум вопросам: что такое самооценка и процесс самооценивания и каковы личностные и поведенческие следствия разного уровня самооценки. Анализируются результаты эмпирических исследований, опровергающих широко распространенное мнение об однозначной позитивности высокой самооценки. Обсуждаются особенности связи между различными параметрами самооценки ...
Добавлено: 3 июля 2012 г.
Шадриков В. Д., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2004 Т. 1 № 1 С. 5-19
Системное определение предмета психологии приводит к необходимости обращения к внутреннему психическому миру человека. О реальности последнего говорят повседневный опыт и факты экспериментов с электрическим раздражением глубинных структур мозга. В статье анализируется зарождение и развитие внутреннего мира у ребенка. Рассматривается репрезентация внешнего мира во внутреннем. Утверждается тезис о тождественности понятий внутреннего мира и души человека. Формулируются ...
Добавлено: 14 января 2014 г.
Роджерс К., Консультативная психология и психотерапия 2010 № 4 С. 166-174
В мае 2010 года факультет психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) выступил организатором XI Международного форума по человекоцентрированному подходу, который подтвердил актуальность многих вопросов и проблем, связанных с этим направлением терапии. Одним из таких вопросов до сих пор является вопрос наименования этой влиятельной психотерапевтической школы. Какой термин лучше использовать? Человекоцентрированный? Клиентоцентрированный? На страницах нашего журнала ...
Добавлено: 6 ноября 2012 г.
Неврюев А. Н., Акмеология 2011 № 3 С. 278-281
Статья посвящена изучению основных закономерностей динамики развития профессионального становления студентов-психологов. Особое внимание уделяется модальностной характеристике мотивации, а также мотивации достижения успеха и избегания неудач. Был проведен анализ научных работ по тематике развития профессионального становления. В статье обосновывается актуальность подобного рода исследований.
Ключевые слова: модальностная характеристика, характеристика мотивации, студенты-психологи, профессиональное становление. ...
Добавлено: 11 января 2013 г.
Шадриков В. Д., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2010 Т. 7 № 3 С. 41-56
В настоящей работе представлена авторская теория способностей человека. Дается содержательное определение способностей, которые рассматриваются в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности. На основе предложенного понимания способностей предлагается решение актуальных вопросов: соотношения, задатков и способностей, месте способностей в структуре психики, взаимосвязи способностей и познавательных процессов. Выходя за рамки познавательных способностей, автор предлагает общее понимание способностей, ...
Добавлено: 8 декабря 2012 г.
Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш., Абрамова Ю. А., Психологические исследования: электронный научный журнал 2015 Т. 8 № 39 С. 4-4
Хотя традиционная психодиагностика основана на требовании согласованности и устойчивости как меры надежности, несогласованность, противоречивость и разнообразие в ответах и поведении людей могут иметь важное прогностическое значение. Целью данной работы является разработка методики, позволяющей дифференцировать противоречивость в убеждениях о себе, мире и людях на основе оценок противоположных прилагательных. На выборке взрослых испытуемых (N = 79) было показано, ...
Добавлено: 14 июля 2015 г.
Омск : Издательство Омского государственного университета, 2009
Представлены тексты докладов следующих секций: «Теоретические и методические аспекты трудных жизненных ситуаций», «Роль личности в возникновении и преодолении трудных жизненных ситуаций», «Нормативный и ненормативный кризис как трудная жизненная ситуация», «Социально-психологические механизмы поведения личности (группы) в трудных жизненных ситуациях», «Сохранение физического и психологического здоровья человека в трудных жизненных ситуациях». ...
Добавлено: 20 февраля 2013 г.
М. : ИНИОН РАН, 2012
Рассматриваются проблемы стратегического проектирования социально-экономического развития России, национальных интересов России в изменяющемся мире, модернизации российской экономики на основе инновационного и технологического развития, качества власти и управления, регионального развития, модернизации российского здравоохранения, образования и науки. В ежегоднике представлены материалы XII Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения», Москва, ИНИОН РАН, 15–16 декабря 2011 г.
Для ...
Добавлено: 12 октября 2012 г.
Миллер А., М. : Академический проект, 2016
Автор показывает механизмы скрытой жестокости в воспитании детей и корни насилия. Анализируя ряд жизненных историй: пациентки-наркоманки, убийцы малолетних и Адольфа Гитлера, — Миллер раскрывает истоки крайней личностной деструктивности этих людей в раннем детстве: будучи детьми они подвергались жестокому обращению и унижению, что и сказалось на особенности их личности. Сформулированы основные принципы «губительной педагогики» — подавляющего ...
Добавлено: 20 марта 2017 г.
Добавлено: 19 февраля 2021 г.
Леонтьев Д. А., Калитеевская Е. Р., Вопросы психологии 2006 № 3 С. 49-55
Формулируется подход к анализу личностного развития в терминах развития самодетерминации на базе интеграции активности и саморегуляции, имеющих разные генетические корни и предпосылки. Проведенное исследование обнаружило в подростковом возрасте, критическом для развития самодетерминации, четыре теоретически предсказанных соотношения активности и саморегуляции, по-разному связанных с самоотношением и родительским отношением, которые задают основание для типологии личности. ...
Добавлено: 6 августа 2013 г.
Корниенко Д. С., Козлов А. И., Отавина М. Л., Гигиена и санитария 2016 № 6
Самооценка собственного здоровья – одна из важнейших комплексных характеристик, дающая представление о здоровье респондента как психофизиологическом континууме. Цель исследования – установление взаимосвязей между показателями самооценки здоровья и характеристиками психологического благополучия.
Анкетным методом обследовано 344 студенты со средним возрастом 20,9±1,6 лет. Использованы опросник самооценки респондентом здоровья; опросник MOSSF36, опросник «Психологическое благополучие» К. Рифф. По результатам опроса респонденты ...
Добавлено: 21 февраля 2017 г.
Фомичев В. А., Фомичева О. С., Informatica 2012 Vol. 36 No. 2 P. 121-130
Статья обосновывает необходимость значительно более ранней социализации детей в век Интернета. Главная цель – сделать так, чтобы дети (в том числе подростки) осознавали возможные социальные последствия недобросовестного использования ими информационно-коммуникационных технологий, в частности, мобильных телефонов и Интернета. Излагается оригинальный метод раннего формирования когнитивного подпространства моральных ценностей. Он является частью системы эмоционально-образного обучения (ЭОО-системы), разработанной ...
Добавлено: 20 ноября 2012 г.