?
On the Impossibility of the Phenomenological Language in the Context of Wittgenstein’s Manuscripts from 1929-1933
Horizon, Fenomenologiceskie Issledovania. 2021. Vol. 10. No. 1. P. 258-267.
Шамис Д. А., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2015 Т. 4 № 32 С. 230-239
Данная статья посвящена исследованию роли морального чувства в процессе познания. Поскольку знание в области морали с первого взгляда представляется наиболее проблематичным, мы начинаем именно с него. Трудность, с которой здесь приходится столкнуться, заключается в том, что в сфере морали знание необходимо предполагает некоторое отношение к имеющейся информации. Разделив все теории генезиса морали на два вида ...
Добавлено: 18 октября 2015 г.
Рогонян Г. С., Логос 2023 Т. 33 № 2 С. 143-166
Статья предлагает общий обзор того, каким образом Джон Макдауэлл пытается «приручить» гегелевскую философию, вписав ее в контекст современной англо-американской философии. Одним из способов такого «приручения» (или даже аппроприации) философии Гегеля является согласование тезиса о тождестве субъекта и объекта мышления с философским квиетизмом Людвига Витгенштейна. Макдауэлл считает, что абсолютный идеализм вполне совместим с реализмом здравого смысла, ...
Добавлено: 9 августа 2023 г.
Витгенштейн Л., Вопросы философии 2020 № 6 С. 157-168
Перевод фрагментов книги «Заметки о цвете» осуществлен А.С. Ильиной под редакцией Е.Г. Драгалиной-Черной и З.А. Сокулер. ...
Добавлено: 30 июня 2020 г.
Мишура А. С., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2015 № 4 С. 309-317
В статье рассматривается философия действия в поздних работах Людвига Витгенштейна. В первой части анализируется критика Витгенштейном различных вариантов каузальной теории действия: теории иннервации, идеомоторной теории действия У. Джеймса, теории действия как попытки. Во второй части предлагается развитие критических замечаний Витгенштейна в двух возможных направлениях 1) натуралистической; 2) трансцендентальной философии. ...
Добавлено: 25 сентября 2015 г.
М. : [б.и.], 2021
В сборнике представлены тезисы 6-го ежегодного московского международного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии: трансцендентализм как «измененный метод мышления [в метафизике]», посвященного развитию трансцендентальной метафизики в современном кантианстве, неокантиантсве, теологии и в феноменологии. Кантовский трансцендентальный метод в перспективе трансцендентальной метафизики рассматривается в своих двух ипостасях metaphysica generalis и metaphysica speсialis, последняя из которых, в свою ...
Добавлено: 30 августа 2021 г.
Данько С. В., М. : Издательство Института Гайдара, 2020
В книге дается авторская интерпретация ранних и переходных работ Л. Витгенштейна ...
Добавлено: 15 декабря 2020 г.
Данько С. В., Vox. Философский журнал 2013 № 15 С. 1-38
Является ли философия учением о "Высшем"? Может ли философия выражать высшие - предельные, универсальные, окончательные, абсолютные смыслы и ценности жизни, мира? Витгенштейн, как известно, так не считал. Как-то раз он заметил, что если бы существовала настоящая книга о «Высшем», то она уничтожила бы, подобно взрыву, все остальные книги в мире. В этой статье я иду ...
Добавлено: 19 декабря 2013 г.
Рогонян Г. С., HORIZON. Феноменологические исследования 2022 Т. 11 № 1 С. 229-247
В статье дается обзор нескольких известных попыток рассмотреть «Философские исследования» Людвига Витгенштейна в контексте трансцендентального идеализма. Основная цель этих попыток заключается в том, чтобы защитить позднюю философию Витгенштейна от релятивистской интерпретации таких понятий, как «языковые игры» и «формы жизни». Так, Бернард Уильямс, отмечая двусмысленность в использовании Витгенштейном местоимения «мы» в «Философских исследованиях», полагает, что это ...
Добавлено: 13 декабря 2021 г.
Смирнов М. А., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия 2023 Т. 27 № 2 С. 345-360
Исследование направлено на прояснение позиции раннего Л. Витгенштейна в контексте современных дискуссий между сторонниками классической онтологии, ориентированной на понятие сущности (субстанции), и ее критиками. В качестве locus classicus субстанциальной онтологии обычно рассматривается усиология Аристотеля. Одна из отчетливых тенденций в современной философии — стремление отказаться от понятия субстанции и от видения реальности как «совокупности вещей» (summa rerum). Эта ...
Добавлено: 7 августа 2023 г.
Степанцов П. М., Социологическое обозрение 2010 Т. 9 № 3 С. 129-150
Вопросы, затрагиваемые в рецензии на недавно вышедшую книгу Фила Хатчинсона, Руперта Рида и Веса Шэррока «Нет такой вещи, как социальная наука», относятся к философии методологии социальных наук: какого рода исследовательские проблемы могут быть изучены социологией, может ли социология изучать социальный мир как эмпирический и к чему приведет отношение социологов к предмету собственного изучения как к ...
Добавлено: 3 октября 2012 г.
Рогонян Г. С., Философский журнал 2021 Т. 14 № 4 С. 126-143
В статье рассматриваются аргументы Джона Макдауэлла в пользу квиетизма как основной методологической установки Людвига Витгенштейна. Макдауэлл считает, что мы не можем игнорировать квиетизм Витгенштейна без ущерба для понимания его идей относительно языкового значения и следования правилу. Главным препятствием для понимания роли квиетизма в философии Витгенштейна выступает ставшее уже привычным противопоставление разума и природы. Поэтому в ...
Добавлено: 15 ноября 2021 г.
Хареньо Аларкон Х., Екатеринбург : УрО РАН, 2011
Книга доктора философии, профессора Католического университета Сан-Антонио (Испания) Хоакина Хареньо Аларкона "Религия и релятивизм во взглядах Людвига Витгенштейна" - одна из возможных интерпретаций идей и взглядов великого австрийского философа, попытка вычленить из его противоречивого наследия религиозную проблематику, скрывающуюся за труднопостигаемыми рядами философских и логических категорий. Автор подробно анализирует источники религиозного мышления Витгенштейна; дискуссии, развернувшиеся вокруг ...
Добавлено: 1 ноября 2015 г.
Данько С. В., Эпистемология и философия науки 2017 Т. 52 № 2 С. 71-86
Многие современные аналитики сближают основные задачи «Логикофилософского Трактата» Л. Витгенштейна с программой Б. Рассела, нацеленной на устранения языковой путаницы, порождающей «фундаментальные философские проблемы». Отчасти это верно, но при этом замалчивается ключевая идея «Трактата»: установление границ языка должно подвести к невыразимым ценностям нашей жизни и каким-то образом их показать. Именно это проделал Витгенштейн в «Трактате», однако ...
Добавлено: 23 июня 2017 г.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2021 Т. 21 № 4 С. 31-60
Статья нацелена на анализ и развитие отечественной традиции разграничения парадигм, сменяющих друг друга в процессе развития западноевропейского мышления. Необходимость такого исследования связана с тем, что разграничение «классика – неклассика», принятое в отечественной философской литературе, имеет формальный характер. Неклассическая парадигма определяется путем указания на отсутствие в ней тех или иных черт классической (картезианской) парадигмы, таких как, ...
Добавлено: 10 октября 2021 г.
Селиверстов В. В., Эпистемология и философия науки 2018 Т. 55 № 2 С. 109-122
В данной статье рассматривается проблема определения понятия «австрийской философии» в контексте возможного влияния австрийской философии XIX века на концепцию Людвига Витгенштейна. С точки зрения историка австрийской философии Рудольфа Халлера и представителя Венского кружка Отто Нейрата австрийскую философскую традицию можно представить как единую цепочку взаимовлияний, в частности, проследить преемственность, найти общие черты у философии брентановской школы ...
Добавлено: 14 апреля 2018 г.
Драгалина-Черная Е. Г., Art electronics 2017 № 07.06.2017
Осуществляется теоретико-игровая реконструкция перформативного противоречия, заключенного в афоризме 6.54 "Логико-философского трактата" Людвига Витгенштейна. ...
Добавлено: 27 августа 2017 г.
Куликов А. К., Метаморфозис 2016 Т. 1 № 1 С. 6-14
В статье предпринимается попытка сравнительного анализа философии Блеза Паскаля и произведений Льюиса Кэрролла. Паскалевской критике культуры, его образу двойственного, великого и ничтожного, человека противопоставляется абсурдный и радостный человеческий мир Кэрролла. В «Мыслях» Паскаля, равно как и в сказках Кэрролла, культура оказывается набором бессмыслиц, претенциозных и комичных, в основании которых – чистый произвол. Привычка и беспочвенная ...
Добавлено: 31 октября 2018 г.
Калашников А. В., , in : Dialogues between Media. ICLA 2016 Proceedings Vol. V. Vol. ICLA 2016: Dialogues between Media.: Berlin : De Gruyter, 2021. P. 575-586.
Добавлено: 10 декабря 2019 г.
Berlin, Boston : De Gruyter, 2019
Добавлено: 11 февраля 2019 г.
Данько С. В., В кн. : Мир человека: нормативное измерение – 6. Нормы мышления, восприятия, поведения: сходство, различие, взаимосвязь : сборник трудов международной научной конференции. : Саратов : ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2019. С. 68-75.
В «Эссе об абсурде» А. Камю писал, что единственный важный философский
вопрос заключается в том, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить. За этим вопросом стоит
известная альтернатива: либо наша жизнь имеет фундаментальный смысл, либо она в
своей основе абсурдна. В иных выражениях – Бог либо существует, либо нет. Со времен
Сократа философская мысль постоянно разрабатывала эту альтернативу в ...
Добавлено: 25 ноября 2019 г.
Чернавин Г. И., HORIZON. Феноменологические исследования 2022 Т. 11 № 2 С. 544-557
В статье имплицитная концепция совести из заметок Людвига Витгенштейна 1929 года сопоставляется с теориями совести как парадоксального тождества вины и невинности Филипа Конрада Мархейнеке (по образцу которого сложится понятие «отчаяние» Сёрена Кьеркегора) и совести как (грамматического и временного) удвоения Владимира Янкелевича. Взгляды Витгенштейна, касающиеся совести и чувства вины, примыкают к модели Мархейнеке — Кьеркегора (вина ...
Добавлено: 27 октября 2022 г.
Бронцо С., Analiza i Egzystencja 2019 Vol. 47 P. 31-53
Добавлено: 7 февраля 2020 г.
Винкельман А. М., Логос 2021 С. 1-20
Один из самых известных деятелей эпохи романтизма, Фридрих фон Харденберг, более известный читающей публике как Новалис, мечтал о том, чтобы ключом ко всякому творенью были не числа и фигуры. Мир, писал Новалис, должен быть романтизирован. Людвиг Витгенштейн на первый взгляд, напротив, поглощен совершенно противоположенной задачей. Мир он стремился описать в формулах, схемах – то, что выразимо, выразить в фактах, а ...
Добавлено: 9 декабря 2020 г.
Шанг Ф. Ж., Al-Mukhatabat 2014 Vol. 9 No. 1 P. 230-242
The paper draws attention to the epistemological obstacles that prevented Wittgenstein from acknowledging the modern view of modal logic, including the so-called propositional attitudes. Whilst suggesting a retrospective overview of the logic of epistemic modalities, it is argued that such obstacles primarily rely upon the nature of the logical space depicted in the Tractatus Logico-Philosophicus as well as the metaphysical status ...
Добавлено: 30 октября 2014 г.