?
Чем гордится и чего стыдится молодежь в России? Роль базовых индивидуальных ценностей
Цель. Анализ взаимосвязи причин для гордости и стыда за страну у молодежи с разными ценностными ориентациями. Контекст и актуальность. В последнее десятилетие наметился некоторый тренд на несогласие в обществе по ключевым вопросам культурной и политической повестки. Как правило, его связывают с ценностными различиями между поколениями, но не рассматривают различия в самих ценностях у одного поколения. В данной работе будет проанализировано, что вызывает чувства гордости и стыда и как это связано с ценностями одной из возрастных категорий — молодежи. Дизайн исследования. Данные, полученные в результате опроса, были проанализированы с помощью факторного и корреляционного анализа, а также многомерного шкалирования. Представлена структура причин для гордости и стыда у российской молодежи, а также взаимосвязь полученных факторов с различными ценностями. Участники. Выборку составили 402 российских студента в возрасте от 17 до 25 лет (M=18,6; SD=1), из них 31% мужчин. Методы (инструменты). Русскоязычная сокращенная версия опросника Ш. Шварца и модифицированные утверждения о гордости и стыде из исследований Левада-Центра ( С 05.09.2016 Левада-Центр включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента). Результаты. Было установлено, что причины для гордости формируют 4 фактора, а причины для стыда — 5. Полученные факторы по-разному связаны с тремя ценностями: сохранения, открытости изменениям и самопреодоления. Структура факторов и взаимосвязь с ценностями подробно рассмотрены в статье. Основные выводы. Ценности сохранения, открытости изменениям и самопреодоления связаны с тем, какие факторы причин для гордости и стыда значимы для молодых людей.