• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 61 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Белинская Е. П., Вечерин А. В. Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 137-145.

В статье представлены результаты адаптации и коррекции русскоязычной версии опросника «Проактивный копинг». Данный опросник был переведен на русский язык Е.С. Старченковой, но результаты его психометрической проверки в публикациях отсутствуют. Оригинальная русскоязычная версия опросника продемонстрировала хорошие показатели согласованности шкал (альфа Кронбаха больше 0,77), но неудовлетворительные показатели соответствия эмпирическим данным по результатам конфирматорного факторного анализа (χ²(df) 3025,73(1259); p<0,01; CFI 0,76; TLI 0,75, RMSEA 0,056). На основании содержательного анализа теоретической модели классификации видов совладающего поведения с использованием данных конфирматорного факторного анализа была предложена сокращенная версия опросника, обладающая хорошими показателями соответствия исходным данным (χ²(df) 509,05 (307); CFI 0,95; TLI 0,94; RMSEA 0,04). Итоговый сокращенный вариант опросника «Проактивный копинг» продемонстрировал хорошие показатели внутренней дискриминантной валидности; также были получены значимые корреляции с близкими по содержанию шкалами опросника COPE.

Добавлено: 6 ноября 2018
Статья
Григорьев Д. С. Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 2. С. 132-145.

Статья посвящена описанию процесса адаптации на русский язык, а также анализу факторной структуры и психометрических показателей шкалы веры в паранормальное Дж. Тобасика. Методом прямого и обратного перевода был проведен перевод шкалы на русский язык, после чего было проведено пять когнитивных интервью методом think-aloud, затем был осуществлен социально-психологический опрос, результаты которого были протестированы с помощью конфирматорного факторного анализа и других тестов позволяющих оценить надежность и валидность шкалы. По результатам тестов шкалу можно считать надежным и валидным инструментом для измерения степени веры в паранормальное.

Добавлено: 4 февраля 2015
Статья
Лепшокова З. Х., Татарко А. Н. Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 3. С. 125-146.

Статья посвящена описанию процесса адаптации и модификации методики аккультурационных ожиданий Джона Берри. Под аккультурационными ожиданиями понимаются установки принимающего населения (или представителей доминирующей этнической группы) относительно того, как именно мигранты или представители этнических меньшинств должны адаптироваться среди принимающего населения (или среди представителей доминирующей этнической группы) в различных сферах повседневной жизни. Д. Берри выделяет 4 аккультурационных ожидания: «интеграция» (ранее – «мультикультурализм»), «ассимиляция» (ранее – «плавильный котел»), «сегрегация», «исключение». В процессе адаптации мы внесли модификации в методику, увеличив в два раза количество вопросов по дополнительным сферам повседневной жизни, измеряющих каждое из четырех аккульутрационных ожиданий, что позволило значительно увеличить ее надежность–согласованность. С опорой на данные социально-психологического опроса, проведенного на выборке коренного русского населения Москвы (общий объем выборки 198 респондентов, из них 59 мужчин и 139 женщин, средний возраст респондентов 24 года), была продемонстрирована надежность адаптируемой методики, а также ее конструктная и конвергентная валидность.

Добавлено: 6 ноября 2017
Статья
Ефремова М. В., Полуэктова О. В. Социальная психология и общество. 2018. № 2. С. 179-203.

Данная статья представляет описание процесса адаптации инструментария исследования, посвященного изучению взаимосвязи между различными измерениями бедности и индивидуально-психологическими характеристиками личности, на выборке людей, пребывающих в бедности. Процесс адаптации был выполнен в три этапа и включил в себя: (1) перевод ранее неадаптированных методик на русский язык, (2) проведение когнитивных интервью с людьми, пребывающими в бедности, (3) внесение изменений в инструментарий на основе данных, полученных в ходе когнитивных интервью. Перевод был выполнен методом прямого и обратного перевода, а также командного перевода (committee approach). Когнитивные интервью были проведены методом последовательных проб с использованием как написанных заранее, так и спонтанных вопросов. В работе также приводятся данные проверки методик на надежность (Альфа Кронбаха), и коэффициенты конгруэнтности Такера, свидетельствующие об эквивалентности методик в выборках бедных (N=162) и небедных (N=188) людей. В заключении сформулированы рекомендации исследователям-психологам, работающим или планирующим работать с труднодоступными выборками.  

Добавлено: 24 августа 2016
Статья
Федотова В. А. Социальная психология и общество. 2020. № 1.

В статье продемонстрирована роль культурного фактора в формировании адаптационных механизмов иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Было проведено комплексное социально–психологическое исследование, включающее качественные и количественные методики. Результаты исследования вносят вклад в выявление копинг-стратегий, особенностей адаптации и антиципационных механизмов в зависимости от принадлежности студентов к той или иной культуре. В качестве респондентов выступили представители полихронной, полиактивной и высококонтекстуальной культуры – студенты из арабских стран (n=64) и представители полихронной культуры с менее выраженным высоким контекстом – студенты из Индии (n=73), обучающиеся в России от года до трех лет. Арабские студенты легче адаптируются к учебному процессу, у них в большей степени развита групповая вовлеченность, а личностно-ситуативная антиципационная состоятельность проявляется в большей степени, чем у представителей полихронной культуры c менее выраженным высоким контекстом (индусов). В свою очередь, индусы в большей степени стремятся к поиску социальной поддержки, и им крайне сложно прогнозировать трудные ситуации, связанные со временем и межличностным общением. Полихронность обеих культур легла в основу временной антиципационной несостоятельности иностранных студентов.

Добавлено: 20 августа 2019
Статья
Панюшева Т. Д., Ефремова М. В. Социальная психология и общество. 2012. № 3. С. 116-128.

Исследование посвящено валидизации русскоязычной версии опросника ценностей Schwartz Value Survey Ш. Шварца методом когнитивного интервью. В данной работе ставится цель исследовать вопрос о том, понимают ли респонденты предложенные в опроснике ценности так, как это предполагается автором. Выборку составили 20 человек: 9 мужчин (5 в возрасте 15-25 лет, 1: 26-39 лет, 3: 40-74 лет); 11 женщин (6 в возрасте 15-25 лет, 1: 26-39 лет, 4: 40-74 лет). В исследовании для анализа опросного инструмента использовался качественный метод - когнитивное интервью. Были задействованы следующие специальные когнитивные техники: «размышление вслух»; перефразирование; классификация; оценка степени уверенности респондента в своем ответе; более глубокие вопросы на исследование понимания. Анализ результатов позволил выявить проблемы понимания формулировок, что обусловлено как нюансами перевода, так и культурным контекстом. Полученные результаты качественного анализа возможно использовать для лучшего понимания количественных данных. Предложен ряд рекомендаций для исследователей, применяющих данный русскоязычный опросник ценностных ориентаций.

Добавлено: 19 октября 2012
Статья
Рябиченко Т. А. Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 3. С. 93-104.

В исследовании рассматривается роль ценностей при выборе стратегий аккультурации этническими меньшинствами. Мы использовали модель двух измерений аккультурации Дж. Берри и уточненную теорию индивидуальных ценностей Ш. Шварца. Мы предположили, что индивидуальные ценности взаимосвязаны со стратегиями аккультурации этнических меньшинств. Выборку составили две группы: русские и поляки в возрасте от 15 до 21 года (N = 298). Используя кластеризацию методом k-средних, мы разделили выборку на четыре аккультурационных кластера: интеграции, ассимиляции, маргинализации и сепарации. Профили, соответствующие четырем ценностям высшего уровня, по Шварцу, сравнивались внутри групп и кластеров при помощи однофакторного дисперсионного анализа с повторными измерениями (ANOVA). Было установлено, что в кластере ассимиляции ценности «Cамоутверждение» участников исследования оказываются значимо выше, чем в кластере, соответствующем интеграции.

Добавлено: 20 сентября 2016
Статья
Дубров Д. И. Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 3. С. 85-99.

Данная статья посвящена изучению взаимосвязи аккультурационного ожидания «интеграция» и удовлетворенности жизнью принимающего населения. В ранних исследованиях наблюдались противоречивые результаты относительно данной взаимосвязи. Причиной данных противоречий является контекстуальные условия, в рамках которых протекают межкультурные взаимотношения. Генерализованное доверие является одним из подобных условий. Проведенное исследование (n = 198) в Москве показало, что доверие является модератором взаимосвязи аккультурационного ожидания «интеграция» и удовлетворенности жизнью принимающего населения. Это означает, что характер взаимосвязи между двумя данными переменными меняется в зависимости от уровня генерализованного доверия: при высоком генерализованном доверии связь между аккультурационным ожиданием «интеграция» и удовлетворенностью жизнью принимающего населения позитивная, а при низком генерализованном доверии связь между аккультурационным ожиданием «интеграция» и удовлетворенностью жизнью принимающего населения отрицательная. Следовательно, генерализованное доверие играетважную роль для удовлетворенности жизнью принимающего населения в случае предпочтения им интеграции мигрантов.

Добавлено: 10 октября 2017
Статья
Татарко А. Н. Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 1. С. 17-37.

Существуют исследования, показывающие на примере различных стран,  что базовые индивидуальные ценности могут предсказывать политическое  поведение, в частности, предпочтения в процессе голосования за различные по-литические партии и коалиции. В нашей работе мы задаемся вопросом о том,  какие ценности были связаны с результатами голосования россиян на выбо-рах президента РФ в марте 2012 г. Эмпирическое исследование основано на  результатах репрезентативного опроса в двух федеральных округах России  (N=2061), проведенного вскоре после выборов (июль 2012 г.). Анкета включала  методику Ш. Шварца для оценки базовых человеческих ценностей (PVQ-R), а  также респондентов спрашивали, за какого из пяти кандидатов в президенты  РФ они отдали свой голос. Далее, при помощи мультиномиальной логистической  регрессии, были выявлены взаимосвязи базовых ценностей респондентов и их  предпочтений по итогам голосования. Исследование показало, что, во-первых,  основной ценностной оппозицией, связанной с результатами выборов, является  «сохранение»–«открытость к изменениям». Во-вторых, голосование за боль-шинство кандидатов (за четырех из пяти) связано с ценностями блока «сохранение», что может говорить об отсутствии принципиальных различий в базовых ценностях, транслируемых данными российскими политиками.

Добавлено: 20 апреля 2017
Статья
Антонова Н. В., Морозова В. Д. Социальная психология и общество. 2015. № 4. С. 123-138.

В статье анализируется взаимосвязь идентичности потребителя и индивидуальности бренда как фактор приверженности потребителя к бренду. Гипотезы исследования: а) существует связь между идентичностью потребителя и индивидуальностью предпочитаемого им бренда; б) чем выше сходство между идентичностью потребителя и индивидуальностью предпочитаемого бренда, тем выше приверженность потребителя данному бренду. Выборка составила 150 человек в возрасте 18–25 лет. Методы исследования: методика Дж. Аакер для исследования индивидуальности бренда и ее модификация – для исследования идентичности, а также методика Ю.Ю. Бровкиной для выявления уровня приверженности бренду. Результаты исследования: получены высокие корреляции между образом себя и образом бренда по шкалам Мужественность, Утонченность, Эмоциональная яркость, а также высокие корреляции между приверженностью и модулем разницы между значениями образа себя и индивидуальности бренда по этим же шкалам. По шкалам Компетентность и Искренность корреляции оказались ниже, хотя также значимы. Таким образом, гипотезы были подтверждены: а) показано, что существует связь между идентичностью потребителя и индивидуальностью бренда; б) чем выше данная связь, тем выше приверженность предпочитаемому бренду.

Добавлено: 4 декабря 2015
Статья
Заикин В. А. Социальная психология и общество. 2013. № 2. С. 94-106.

Данная статья посвящена эмпирическому исследованию одной из наиболее актуальных проблем психологии морали сегодня, а именно изучению группы как субъекта морального функционирования. Традиция исследования влияний групповых характеристик и групподинамических процессов сегодня активно формируется в психологии морали, как в нашей стране, так и за рубежом. Наше исследование взаимосвязи типа социометрической структуры и типа группового морального решения направленно на интеграцию эмпирических подходов в психологии морали и социальной психологии.  Цель исследования: изучение феноменологии процесса принятия группового морального решения, определение влияния социометрической структуры реальной группы и динамика индивидуального уровня морального сознания в процессе групповой дискуссии. Выборку составили 86 человек, разделенные на 6 групп, возраст от 18 до 24 лет, студенты обучающиеся психологии в вузах г. Москвы. В качестве основного вывода исследования выступает то, что социометрическая структура оказывает решающее влияние на тип группового морального решения и позволяет переоценить значение рационального компонента морального функционирования в психологии морали.

Добавлено: 25 октября 2013
Статья
Федотова В. А. Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 82-92.

Ценности являются одним из важнейших факторов, определяющих человеческое поведение, в том числе креативное поведение. Данная работа основана на позиции, что общая предрасположенность к новаторству и нововведениям может быть обусловлена индивидуальными ценностями. В качестве респондентов в исследовании выступили 380 человек - представители молодого (до 25 лет) и взрослого поколений россиян  (старше 45 лет). В результате исследования было выявлено, что ценности «Скромность», «Конформность-правила», «Безопасность» «Традиция» лежат в основе межличностного поведения в коллективистских культурах и могут мешать принятию инноваций у взрослого поколения россиян, а ценности «Самостоятельность мысли», «Стимуляция», «Достижение», «Власть: доминирование»,  «Власть: ресурсы» стимулируют принятие и внедрение инноваций у российской молодежи. 

 

Добавлено: 9 ноября 2015
Статья
Радина Н. К. Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 1. С. 45-59.

В статье представлено исследование, направленное на эмпирическую проверку гипотезы, согласно которой трехфакторная модель А.В.Петровского, используемая  для анализа отношений межличностной значимости и продуктивно описывающая социальный контекст малой группы, может быть успешно использована для анализа отношений макроуровня.  

Добавлено: 8 декабря 2014
Статья
Хачатурова М. Р., Федорова А. А. Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 1. С. 108-123.

В стрессовых ситуациях особую актуальность приобретают умение не- стандартно мыслить и креативность. Мы выдвинули гипотезу о том, что стрессовые факторы влияют на эффективность прохождения ситуации оценивания сотрудниками, при этом высокий уровень креативности повышает эффективность выполнения заданий. Для ее проверки был проведен экспери- мент с использованием методики Д. Гилфорда и заданий на творческое мыш- ление, созданных Т. Лубартом и Г. Альтшуллером. В исследовании приняли участие 200 испытуемых — 108 мужчин, 92 женщины, сотрудники крупных организаций (возраст — от 23 до 60 лет). Результаты исследования показали, что ограничение времени является стрессовым воздействием, снижающим эффективность прохождения ситуации оценивания сотрудниками и с низким, и с высоким уровнем креативности (p£0,01). Работа в паре с другим сотруд- ником в условиях повышенной ответственности за результаты совместной работы не оказывает влияния на эффективность прохождения ситуации оценивания вне зависимости от уровня креативности (p³0,05). Условия много- задачности являются стрессовым воздействием для сотрудников с низким уровнем креативности (p£0,01). Полученные результаты могут помочь разработать программу психологического тренинга развития стрессоустойчи- вости для сотрудников организаций.

Добавлено: 8 марта 2018
Статья
Радина Н. К. Социальная психология и общество. 2012. № 3. С. 36-47.

В статье описываются ключевые теоретические и методические (психодиагностические) проблемы гендерных исследований в современной российской социальной психологии, особое внимание уделяется анализу релевантности используемого психодиагностического инструмента. Также в фокусе анализа оказывается “скрытая область” гендерных теорий, а именно некоторые особенности гендерных исследователей

Добавлено: 6 декабря 2012
Статья
Радина Н. К. Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 2. С. 131-145.

Представляемое исследование является продолжением изучения восприятия городских пространств, которые маркируются горожанами как страшные или опасные, на детской выборке. Исследование опирается на теорию фреймов И. Гофмана, используется понятие гетеротопии М. Фуко.

В исследовании сравниваются результаты идентификации страшных мест в городе детьми и взрослыми для определения основных тенденций детского восприятия опасных и страшных городских пространств. Ключевым методом данного качественного исследования является фокусированное неструктурированное интервью (85 интервью о страшных местах города у горожан от 7 до 11 лет, а именно у 41 мальчика и 44 девочек, преимущественно младшие школьники).

Представляемое исследование доказывает, что младшие школьники и младшие подростки в сравнении со взрослыми горожанами обладают базовой социальной компетентностью при идентификации опасных и страшных мест города, однако их интерпретативная матрица для определения «страшных мест» построена иррационально и нерефлексивно. Наиболее существенные отличия между взрослыми горожанами и детьми в том, как определяется Другой в городе, оцениваемый как опасный или страшный Другой

Добавлено: 23 апреля 2017
Статья
Радина Н. К., Ким Н. В., Мохнаткина И. Социальная психология и общество. 2013. № 1. С. 52-68.

В статье представлены результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей подростков с разным уровнем установки на демонстративное потребление. Согласно результатам исследования, демонстративное потребление присутствует у всех подростков независимо от социально-экономического статуса семьи родителей, но различно по содержанию. Результаты исследования позволяют утверждать, что подростки со средней установкой на демонстративное потребление наиболее вероятно обладают положительными социально-психологическими ресурсами

Добавлено: 4 апреля 2013
Статья
Петровский В. А. Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 5-16.

В статье акцентируется внимание на сущности деятельностного опосредствования межличностных отношений, которая, в отличие от функционально-ролевых и эмоционально-личностных, определяется обращенностью деятельности людей к «всеобщему Я» и логикой «предмета». Рассмотрены уровни-слои внутригрупповых отношений - диктуемые целью совместной деятельности личностно-деловые отношения, приватные эмоционально-личностные отношения. Дан анализ причин, в силу которых деятельностно-опосредствованные отношения в коллективе качественно отличаются от деятельностно-опосредствованных отношений в корпорации, а также в силу чего деятельностно-опосредствованные отношения «прогревают» эмоционально-приватные отношения в коллективе. Феноменология и закономерности групповой жизни, открытые автором теории деятельностного опосредствования, соотносятся с категориями трансактного анализа и другими системами консультативной психологии, что приоткрывает особую - персонологическую - траекторию продолжения исследований.

Добавлено: 24 сентября 2012
Статья
Григорьев Д. С. Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 3. С. 63-84.

Статья посвящена проблеме дискриминации мигрантов в социоэкономической сфере, которую можно считать основным препятствием со стороны принимающего населения для социоэкономической адаптации мигрантов. Объединяя распространенные подходы к изучению предубеждений и дискриминации, а также осуществив поиск групп россиян со сходными аккультурационными характеристиками (аккультурационные профили), на выборке из 576 россиян была рассмотрена взаимосвязь социальных верований (вера в опасный и конкурентный мир), идеологических установок (авторитаризм правого толка, ориентация на социальное доминирование, мультикультурная идеология) и готовности к межгрупповому контакту. Гипотеза модерации аккультурационным профилем (бикультурным, альтернативно-бикультурным или ассимиляционным) рассматриваемых взаимосвязей не была поддержана, предложенная концептуальная модель была универсальна для всех групп. В целом результаты показали, что представление людей о социальном мире как об опасном и конкурентном месте, которое формируется личностными различиями, происходящими из индивидуального опыта социализации, а также воздействия существующей социальной среды, могут быть связаны и с поддержкой мультикультурной идеологии и готовностью к межгрупповому контакту, которые, в свою очередь, в некоторой степени и определяют поддержку дискриминации мигрантов в социоэкономической сфере.

Добавлено: 7 августа 2017
Статья
Татарко А. Н., Лепшокова З. Х., Дубров Д. И. Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 1. С. 92-114.

Проведено исследование роли генерализованного доверия личности в качестве модератора связи отношения к этническому многообразию и таких аккультурационных ожиданий, как “интеграция” и “ассимиляция”. В процессе теоретического анализа выдвинуто два предположения. 1) Чем выше принятие этнического многообразия, тем выше ориентация на аккультурационное ожидание "интеграция" и ниже - на аккультурационное ожидание “ассимиляция”. 2) У людей с разным уровнем доверия, наблюдается различие во взаимосвязях отношения к этническому многообразию и аккультурационных ожиданий: в случае негативного отношения к этническому многообразию люди с более высоким доверием будут в большей мере отдавать предпочтение интеграции, и в меньшей - ассимиляции, чем люди с низким доверием. Выборку исследования составили 198 русских респондентов (59 мужчин и 139 женщин, средний возраст 28,6 лет). Инструментарий исследования: методика оценки доверия Т. Ямагиши; опросник оценки степени принятия личностью этнического многообразия; адаптированная методика оценки аккультурационных ожиданий Дж. Берри. Исследование подтвердило предположение о том, что доверие является модератором связи отношения к этническому многообразию с аккультурационными ожиданиями. В статье обсуждается содержательный смысл выявленной модерации.

Добавлено: 29 мая 2018
Статья
Радина Н. К. Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 124-135.

Представляемое в статье исследование опирается на одно важнейших понятий культурно-исторической концепции Л.С.Выготского Значимый Взрослый (персонифицированный медиатор психического развития ребенка) для анализа отношений значимости у выпускников интернатных сиротских учреждений в среднем и пожилом возрасте. Результаты проведенного исследования доказывают, что спонтанная компенсация эмоциональных проблем детско-родительских отношений у социальных сирот, как правило, недостижима.

Добавлено: 10 октября 2012