?
Цифровизация системы среднего профессионального образования: кейсы Республики Татарстан, Белгородской и Московской областей
Задача систематизации лучших практик создания цифровой образовательной среды в системе среднего профессионального образования (СПО) приобрела особую актуальность в связи с переходом к дистанционной модели обучения во время пандемии COVID-19 в 2020 г. Цель проведенного качественного исследования – выявление специфических особенностей цифровизации профессиональных образовательных организаций (ПОО) в условиях перехода к цифровой экономике. В выборку вошли должностные лица региональных министерств, директора и преподаватели ПОО трех субъектов Российской Федерации: Московской области, Республики Татарстан, Белгородской области.
Полученные данные показывают, что большинство колледжей трактуют повестку цифровизации достаточно широко – как необходимость подготовки учащихся к профессиональной деятельности с использованием цифровых технологий. Специфика цифровизации в секторе СПО определяется практическим характером деятельности будущих рабочих и технических специалистов. В цифровой среде зачастую невозможно организовать процесс взаимодействия мастера и ученика в условиях реального производственного окружения. Внедрение цифровых инструментов в процесс обучения требует разработки качественного образовательного контента с участием работодателей.
Важные эффекты перехода к дистанционному обучению – значительное расширение возможностей сетевой формы взаимодействия ПОО, а также психологический сдвиг, произошедший в сознании педагогического корпуса. Инструменты, которые на протяжении многих лет рассматривались лишь как возможное дополнение к традиционному аудиторному обучению, в условиях пандемии приобрели статус основных.
К числу негативных последствий следует отнести усугубление образовательного неравенства. В этой связи одной из важнейших задач региональных властей становится нейтрализация социальных рисков, которые несет с собой цифровизация образовательного процесса в колледжах.