?
Развитие института контролируемых иностранных компаний в налоговом праве России и зарубежных государств
Статья посвящена исследованию современного состояния института контролируемых иностранных компаний в Российской Федерации и за рубежом. Вводя данные правила, государство налогового резидентства многонациональной компании оставляет за собой право облагать налогом доходы дочерних (контролируемых) иностранных компаний, если налоговая ставка в стране их регистрации (нахождения) ниже установленного в законодательстве порога. С позиции эффективного налогового администрирования важно определить условия, при которых указанные правила, с одной стороны, позволяют достигать целей деофшоризации и предотвращения размывания национальной налоговой базы, с другой — обеспечивать международную конкурентоспособность российских бизнес-структур. Автор статьи обосновывает повышенное значение сбалансированности публичных и частных интересов при создании юридической конструкции правил контролируемых иностранных компаний: (1) правила не должны приводить к двойному налогообложению; (2) важно правильно идентифицировать круг контролирующих лиц, ограничив его субъектами, которые имеют реальную (достаточную) возможность контроля над иностранной компанией; (3) исключение из-под налогообложения ситуаций, когда явным образом отсутствует направленность на отложенное налогообложение и перевод прибыли в налоговые гавани; (4) с учетом существа правил как меры сдерживающего характера необходимо гармонично соотносить их с правилами налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами; (5) обеспечивая соразмерность фискального бремени, следует избегать чрезмерного административного бремени, необоснованной трудоемкости соблюдения предписаний закона.