?
IV РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС Том XIV тематическая конференция «ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ» (сборник материалов)
Каждая модель оплаты труда в общем образовании постсоветского периода (ЕТС 1992 – 2005/2012; НСОТ 2005 – 2014; эффективный контракт 2014 – н/в) имела смысл и позитивные результаты в начале своей реализации. Государственная политика в соответствующие периоды времени была нацелена на оптимизацию системы оплаты труда работников бюджетного сектора, в том числе, в системе общего образования, и переход от процессного бюджетирования к бюджетированию по результату. Одновременно зафиксирован ряд противоречий, послуживших триггером формирования «институциональной ловушки» в системе оплаты труда: дефицит бюджетных средств на финансирование модернизации моделей оплаты труда и дисбаланс между соответствующими бюджетами регионов РФ; неготовность управленческого звена образовательных организаций к процедурам оптимизации; патерналистские настроения в профессиональной учительской среде и пр. Вследствие этих противоречий каждая модель оплаты труда (норма) становилась неэффективной, но по причине существования ряда нормозакрепляющих эффектов оставалась устойчивой, т.е. трансформировалась в институциональную ловушку.
Исследование проводилось в 2017-2019 гг. Основой информационной базы исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовые отношения в процессе реформирования системы оплаты труда в общем образовании в постсоветский период. Контекстная теоретическая база исследования – теория институциональных ловушек, что позволило выявить устойчивые нормы в постсоветских моделях оплаты педагогического труда и дать им «статус» предиктора неэффективности последней модели реформирования системы оплаты труда – модели эффективного контракта.
Предварительно была сформулирована одна общая и одна частная гипотеза для исследования. Общая гипотеза состояла в предположении о том, что реформирование систем оплаты труда в школьном образовании приводит к формированию неэффективных, но устойчивых норм, т.е. институциональных ловушек (по Полтеровичу). Эта гипотеза доказывалась через частную гипотезу, положенную в основу эмпирической части исследования.
Частная гипотеза формулировалась следующим образом: система оплаты труда в общем образовании может быть отнесена к институциональной ловушке, если наблюдается наличие всех признаков этого феномена, а именно: факторов, влияющих на ее образование и эффектов, ее поддерживающих
По результатам исследования частная гипотеза подтвердилась. Мы приходим к выводу – реформирование системы оплаты труда в общем образовании привело к формированию институциональной ловушки – выявлено наличие всех признаков этого феномена: факторов, влияющих на ее образование (фундаментальных, организационных, социетальных) и эффектов, ее поддерживающих (координации, сопряжения, обучения, культурной инерции).