?
Управление многообразием в эпоху транснационализма: перспективы и ограничения в образовательном пространстве. Кейс-стади
В данной статье, на материалах проведенного кейс-стади исследования, поднимаются вопросы, связанные с особенностями инклюзивного образования детей-инофонов в России. Рассматривая текущую ситуацию в социальной политике в области инклюзивного образования, мы учитываем транснациональный характер современных миграционных процессов. Их специфика корреспондирует с вариативностью и трансформациями дискурса об «адекватности» адаптационных мер, долгое время содержательно раскрывавшихся в логике ассимиляции. Институт образования, в частности школа, является одним из ключевых каналов по инклюзии этнических и культурных групп. В связи с этим нами предпринимается попытка эксплицировать основные особенности повседневного контекста образовательного процесса детей из семей с миграционным опытом. В статье рассматривается, с одной стороны, то, как этот процесс оценивается учителями и кураторами, работающими с этими детьми-инофонами, с другой, - каким образом руководство лицея и педагоги осуществляют репрезентацию деятельности проекта в публичной сфере, в частности то, как отражается образовательный процесс «Перелетных детей» в социальной сети Facebook. В рамках теории репрезентации видимые или акцентуированные различия обычно воспринимаются в качестве производящих отношения власти. Формирование публичного образа предмета или субъекта, в таком случае, оказывается определяющим фактором его дальнейшего восприятия в обществе. Поэтому анализ специфики представлений о той или иной группе детей важен с точки зрения понимания возможного отношения к ним как внутри коллектива школы, так и из вне – со стороны родителей и других социальных агентов. Мы предполагаем, что в зависимости от особенности представления проекта на публичных площадках формируется общий образ лицея и его руководства. Нашей работой мы пытаемся ответить на вопрос о том, каким образом интерпретация культурных различий педагогами может отразиться на подходе к образовательному процессу и характере социально-культурной инклюзии детей из семей с миграционным опытом в целом.