?
Вытесненная теория: кино в мифологии и семиологии Ролана Барта
Работы о кино, написанные Роланом Бартом, остаются малоизученными. В данной статье поставлена цель реконструировать его теорию кино, рассмотреть её семиотическую проблематику и проследить её развитие в векторе общей эволюции его мысли от «доструктуралистского» к «структуралистскому» этапу. В статье проанализированы как широко известные статьи, опубликованные в книге «Мифологии» (1957), так и малоизвестные работы, не переводившиеся на русский язык, такие как закадровый текст для фильма «Спорт и мужчины», рецензия на фильм Марио Рюсполи «Незнакомцы земли», отзыв о Джеймсе Бонде и др.
В статье сделан вывод о том, что в первый период анализ фильмов состоял, главным образом, в «демистификации» и развенчании мифов массовой культуры, что не предполагало создание целостной теории кино как особого объекта. Вместе с тем, модель мифологии стала отправным пунктом для его «семиологии кинематографического образа». Столкнувшись с рядом трудностей при применении лингвистической методологии к анализу фильмов, он оставил дальнейшую разработку этого проекта и не создал структуралистской кинотеории. В начале 1960-х годов он вернулся к мифологической проблематике в кино, его социологии и политике, что прослеживается, к примеру, в сотрудничестве с канадскими документалистами.