?
Методологические вопросы проектирования образовательных сред опережающей направленности
Традиционно модели образовательной среды разрабатывались в условиях относительно ста- бильной социокультурной ситуации, когда тради- ции превалировали над новациями. Такие модели не могут оставаться адаптивными в третьем тысячелетии. В условиях стремительно изменя- ющего мира, характеризующегося неопределен- ностью и непредсказуемостью рисков, возникает потребность в образовательных средах, направ- ленных на социализацию молодежи в будущем. Современные форсайты образования, рисуя кар- тины образования в будущем, не уделяют долж- ного внимания путям его достижения. В статье формулируются методологические проблемы про- ектирования образовательных сред с учетом вы- зовов будущего. Соответствие проектируемых сред экологическому императиву и вытекающим из него нравственным императивам становит- ся нормативным международным требованием и наполняет новым содержанием традиционные векторы моделирования образовательных сред: активность — пассивность, зависимость — неза- висимость. Применительно к образовательным средам, ориентированным на опережающую соци- ализацию обучающихся, рассмотрены ключевые категории их проектирования с опорой на фи- лософские категории свободы — необходимости, возможности — действительности. Обоснована возрастающая роль нормативных факторов, ограничений и самоограничений личности, име-ющих как морально-нравственный, так и эколого-правовой харак- тер. Рассмотрена возрастающая роль социальной ответственности субъектов деятельности в глобальном мире, коллективно определя- ющем путь своего развития. Поставлен вопрос о целесообразности исследования проектирования образовательных сред с точки зрения противоречий между возможностями образовательной среды, ее огра- ничениями и потребностями личности в саморазвитии, самореа- лизации; проблемы свободы и ответственности обучающихся перед обществом, их социализации; задачи повышения жизнеустойчивости молодого поколения с учетом возрастания в окружающем мире рисков и их непредсказуемости.