?
«Генетическое тело»: политика генетического редукционизма в современном естествознании
Один из ключевых фронтов генетизации человеческой социальности пролегает сегодня в области естественнонаучного знания. В последнее время появился целый ряд работ, претендующих на объяснение существенных форм человеческой социальности (таких, как политические установки или кооперативность) через генетическую предрасположенность. В этой статье мы поставим три вопроса: 1) насколько состоятельны такие объяснения с позиций философии науки? 2) что распространение таких объяснений говорит об изменении соотношений между биологическим и социальным в современных условиях? 3) каков политический смысл и политические следствия таких исследовательских программ? Мы ответим на эти вопросы с опорой на аппарат феноменологии и покажем, что 1) данные объяснения приводят к натурализации контингентных социальных фактов (как, например, различения между «консерваторами» и «либералами»); 2) тело как геном становится новой «субструкцией» жизненного мира, т.е. ключевым способом переживания себя человеком; 3) сведение политических конфликтов на генетический уровень начиная со второй половины XIX века возникает как стратегия экстернализации политического оппонента, его перевода в статус «радикально иного по природе».