• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 84 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Сохань И. В. Человек. 2013. № 5. С. 60-74.

 Предлагается объяснение феномена “роковой женщины” в культуре Нового времени. По мнению автора, “роковой женщине” присущ уникальный психологический профиль, в основе которого лежит парадоксальное сочетание нарциссизма с глубоким интересом к чужому таланту — но лишь как потенции, а не как к человеку. Конкретный индивид, носитель таланта для нее нечто, что необходимо превзойти. В качестве примеров рассматриваются Лиля Брик и Лу Саломе — муза Ф. Ницше и З. Фрейда, которая и натолкнула первого на идею сверхчеловека, а второго — на идею нарциссизма.

 

 

Добавлено: 6 ноября 2013
Статья
Зинченко В. П. Человек. 2011. № 4. С. 5-20.

Анализируются многозначные термины субъект, индивид, личность и образуемые из них синкреты, например, субъектность личности и т.п. Реконструируется трактовка этих терминов Г.Г. Шпетом, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, А.Н. Леонтьевым и др. Утверждается, что главным предметом психологического исследования является индивидуальность. В онтологическом плане от нее возможны два пути: вниз - к субъекту, - функции или к коллекции функций, к под-лежащему; и путь вверх - к личности - к идеалу, пределу самосозидания, к духовности и свободе.

 

Добавлено: 15 декабря 2012
Статья
Макрейнолдс С. Человек. 2018. № 4. С. 157-172.

Текст представлят собой статью доцента факультета cлавистских языков и литературы Северо-Западного университета (США) Сьюзан Макрейнолдс, переведенную на русский язык С. М. Климовой и М. В. Федоровой. 

Добавлено: 18 сентября 2018
Статья
Леонтьев Д. А. Человек. 2011. № 1. С. 20-34.
Добавлено: 22 июня 2011
Статья
Иванченко Г. В. Человек. 2000. № 3. С. 172-175.

С точки зрения синергетики личность растет и развивается, уподобляясь “диссипативным структурам”, непрерывно усложняясь и черпая энергию роста из своего окружения. “Нормальное” состояние личности, “прямая перспектива” — не стоять на месте, непрестанно совершенствоваться, к чему-то стремиться, на что-то надеяться. Но некоторые состояния, чувства, стили поведения и жизни в целом задают “обратную перспективу” жизни, и не последнее среди них — безысходность.

Добавлено: 22 января 2014
Статья
Фам А. Х. Человек. 2018. № 2. С. 110-120.

В данной статье делается попытка анализа двух феноменологически различных форм отказа от выбора. Незрелый (безличный) отказ представляет собой бегство, или уход, от выбора, в то время как зрелый (субъектный) выбор не выбирать является следствием занятия определенной личностной позиции.

Добавлено: 18 октября 2016
Статья
Дубровский Д. И. Человек. 2009. № 1. С. 67-72.
Добавлено: 2 ноября 2009
Статья
Мотрошилова Н. В., Резвых П. В. Человек. 2019. Т. 30. № 3. С. 120-153.

Тесная взаимосвязь философии немецкого идеализма с опытом Великой Французской революции является одним из важнейших факторов формирования немецкой классической философии. Участники беседы осветили специфику социально-исторической ситуации в Германии конца XVIII – начала XIX века как объективно-историческую проблему и как важнейший фактор восприятия и оценки революции во Франции, проанализировали характер восприятия событий Французской революции в среде студентов Тюбингенского штифта, обсудили вопрос об отношении молодого Гегеля и молодого Шеллинга к лозунгам Французской революции, а также об их возможном участии в деятельности студенческого политического клуба. Особое внимание было уделено рассмотрению процессов переосмысления Шеллингом и Гегелем событий Французской революции после ее завершения, а также анализу форм изживания революционной травмы в позднейшем творчестве обоих философов.

Добавлено: 25 июня 2019
Статья
Кантор В. К. Человек. 2014. № 3. С. 148-159.

В мировом литературоведении идут постоянные споры о том, кто был прототипом главного героя романа Достоевского “Бесы” — Ставрогина. Этот персонаж является ключевым для понимания взгляда Достоевского на русский революционный радикализм. Автор находит много соответствий в жизни и деятельности Герцена и героя романа. Сам писатель рассыпал по роману многочисленные намеки, показывающие, кто был прототип Ставрогина. Автор статьи постарался их суммировать и осмыслить.

Добавлено: 4 августа 2014
Статья
Зирко А. В. Человек. 2019. № 2. С. 114-129.

Представлены краткая история возникновения и развития вокальных практик в психотерапии, а также авторская модель типов во­кализаций в процессе вокалотерапии. Данная модель выступает основа­нием эмпирического исследования процессов самовыражения и самоис- следования человека с помощью звуков голоса (вокализаций). Участники исследования были разделены на две группы. В одной группе они во­кализировали в ситуации безоценочного принятия (группа экспрессии), в другой — в ситуации оценки (группа импрессии). Выбор участниками группы импрессии обуславливался их желанием развить свои способно­сти владения голосом, а группы экспрессии — стремлением к самопозна­нию и самовыражению посредством голоса. Анализируются результаты проведенного исследования. В группе импрессии происходили борьба участников с собственным внутренним напряжением и постепенное освобождение голоса. Большое внимание они уделяли стратегическому продумыванию сюжета своего выступления. Вокализации участников этой группы на первых встречах носили довольно монотонный харак­тер и становились более разнообразными в заключительных встречах, а сами участники чувствовали себя увереннее ближе к концу цикла

УДК 159.9.072.42 встреч. Участникам было важно знать мнение партнеров по исследова­нию о своем вокализировании и сравнивать последнее с их вокализи­рованием. Слушатели воспринимали вокализации участников как сце­нические выступления. В группе экспрессии исследование представляло собой «проживание» участниками собственных эмоциональных состоя­ний и переживаний с помощью голоса. Вокализации участников данной группы были максимально свободными. С помощью вокализаций участ­ники глубоко погружались в свои переживания. Комментарии партнеров по исследованию на вокализации участников, зачастую отличающиеся образностью, давали участникам возможность лучше понять себя. Те­лесное и психологическое напряжение, затруднение дыхания и вокали­зирования осознавались и психологически прорабатывались участника­ми в ходе вокализирования и комментариев. Большинство участников данной группы говорили о невозможности вербализовать собственные переживания в процессе вокализирования. Вокализации участников от­личались большим разнообразием и наполненностью эмоциональным содержанием. В ходе вокализирования участники группы экспрессии пе­реживали нарастающие ощущения силы и внутренней свободы. 

Добавлено: 29 августа 2019
Статья
Щербина Ю. И. Человек. 2017. № 5.

В рассуждениях о причинах преступления Раскольникова доминирует концепция двойственности мотивов: герой одновременно хотел походить на Напалеона и принести добро людям. Автор статьи выдвигает иную возможную причину убийства, а именно игру демонических сил. Они рассматриваются не только с религиозной, но и экзистенциально-феноменологической позиций. Таким образом, статья посвящена рассмотрению демонического начала и его проявлений в романе Достоевского.

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, Ян Паточка, демоническое начало, техническая цивилизация

Добавлено: 26 октября 2017
Статья
Климова С. М. Человек. 2014. № 5. С. 169-174.

Сквозная тема Лихачевских чтений,анализу которых посвящена статья, — диалог народов, культур, цивилизаций,является вечно востребованным полем для консолидации усилий самых разных гуманитарных наук — ведь науки эти, до сих пор стремятся не только объяснять реальность, но и — корректировать ее не всегда плавное течение. Идеям трансформации базовых гуманитарных образов-метафор и посвящен анализ в статье.

Добавлено: 8 ноября 2014
Статья
Белобородова П. М. Человек. 2017. № 6. С. 76-91.

Прослеживается развитие концепции призвания в различных религиозных и философских течениях, рассматривается текущее состояние проблемы в психологии и намечаются направления дальнейших исследований.

Добавлено: 2 октября 2017
Статья
Флоринская Ю. Ф., Рощина Т. Человек. 2005. № 5.
 
Добавлено: 31 августа 2009
Статья
Князева Е. Н. Человек. 2019. Т. 30. № 4. С. 25-40.

В статье обсуждаются формы взаимного влияния теоре- тической биологии Якоба фон Икскюля и философии символических форм Эрнста Кассирера. Хотя Кассирер в значительной мере подчерки- вал отличие мира человека как существа символического от описанного Икскюлем мира животного как организма, поведение которого стро- ится благодаря способности распознавать знаки и сигналы, но именно внимание Кассирера к важному понятию Umwelt Икскюля позволило ему детализировать и сделать более утонченной свою теоретическую концепцию. Оба ученых плодотворно развивали и применяли меж- дисциплинарные стратегии исследования: Кассирер — реализуя свой неподдельный интерес к биологии, а Икскюль — распространяя свое понятие ‘Umwelt’ и на мир человека.

Добавлено: 2 августа 2019
Статья
Иванченко Г. В. Человек. 1999. № 4. С. 181-183.

Рецензия на первое систематическое исследование, посвященное анализу и западных культурно-исторических и научно-психологических традиций в понимании истины и правды, в котором обосновывается положение о том, что истина является логико-гносеологической категорией, а правда - психологической.

Добавлено: 23 января 2014
Статья
Иванченко Г. В. Человек. 2006. № 4.

Рецензия на книгу В.В. Знакова "Психология понимания: Проблемы и перспективы", в которой существлен анализ методологического значения феномена понимания в современном гуманитарном знании в эпоху перехода от неклассической науки к постнеклассической, а также исследовано соотношение когнитивных и экзистенциальных компонентов понимания с позиций психологии субъекта и психологии человеческого бытия, раскрыта неразрывная связь понимания с самопониманием.

Добавлено: 24 января 2014
Статья
Абрамов Р. Н. Человек. 2019. Т. 30. № 4. С. 130-148.

Эпоха поздней перестройки и 90-х годов нуждается в до- полнительном изучении и осмыслении, поскольку вокруг этого времени сложилось множество исторических мифов. Так, стереотипы «лихих» или, наоборот, «свободных» девяностых активно используются раз- личными политическими силами в своих идеологических интересах. Поэтому важно взглянуть на этот период в аналитической перспекти- ве социальной микроистории: через повседневность и жизнь отдель- ных групп и сообществ становится яснее многое происходившее тогда на постсоветском пространстве. Данная статья посвящена феномену трансформации мировоззрения подростков поздней перестройки под влиянием идеологии личного и делового успеха. Показывается как утопическое мышление о выращивании «нового советского человека» трансформировалось в утопию «человека капиталистического буду- щего», призванного изменить ситуацию в стране. В центре внимания находится феномен школ юных менеджеров — спонтанного образова- тельного движения, возникшего на рубеже 1989–1990 годов в форме курсов дополнительного обучения для старших школьников. В разных городах страны работало не менее трех десятков подобных образова- тельных центров. Их программы включали изучение основ рыночной экономики, предпринимательства, маркетинга и менеджмента, но главной задачей обучения была трансформация сознания подростков для потребностей приближавшейся рыночной экономики и принятие ими ценностей индивидуального процветания. Главным инструмен- том формирования сознания «успешного делового человека» служило чтение и осваивание работ американского классика «личного успеха» Дейла Карнеги, биографий американских и японских топ-менеджеров и крупных предпринимателей. Для части слушателей обучение в шко- лах юных менеджеров предопределило дальнейшую профессиональ- ную и личную биографию. Статья выполнена в жанре устной истории и социологии повседневности и основана на анализе публикаций де- ловых СМИ поздней перестройки и интервью с бывшими слушателями школ юных менеджеров.

Добавлено: 18 октября 2019
Статья
Киселева М. С. Человек. 2017. № 2. С. 78-95.
В сентябре 1973 года в Варне (Болгария) проходил XV Всемир5 ный философский конгресс на тему “Наука, техника, чело5 век”. Основные идеи доклада чл.5корр. Академии наук СССР И.Т. Фролова на этом Конгрессе были опубликованы им в ста5 тье “Современная наука и гуманизм” [21]1. Известны наброс5 ки того времени к размышлениям автора о необходимости разработки “единой науки о человеке”: «Социальные пробле5 мы науки: “детская забава” > атомные исследования. После “века биологии” > “век антропологии”. Необходимость еди5 ной науки о человеке, интеграция не сводится лишь к фило5 софской антропологии. Институт человека (А.М. Горький)…» [12, с. 115]. Это последнее замечание — указание на Горького в связи с упоминанием “Института человека” — вызывает за5 конный вопрос: почему Фролов вспоминает именно Горького?
Добавлено: 15 мая 2017
Статья
Зинченко В. П. Человек. 2012. № 5. С. 5-19.
В статье сделана попытка раскрыть положение Г.Г. Шпета, что слово является первым и главным принципом человеческого познания. С рождения ребенок попадает в атмосферу (духосферу, когитосферу, семиосферу) слова, которая обволакивает его, проникает в душу и становится внутренней формой образов, движений, действий, состояний и чувств. В 1,5–2 года, когда начинается эксплозия, «вулканический взрыв» детской речи, слово выходит наружу не звуком пустым, а несет в своей внутренней (виртуальной, идеальной, превращенной) форме образы, действия, аффекты, предметные значения и смыслы. Становясь внешней формой, слово сохраняется во внутренней форме действий, образов, чувств или программ их актуализации, принимая форму невербального внутреннего слова. Проблематика гетерогенности и гетерогенеза слова, образа и действия обсуждается в контексте культурно-исторической психологии и психологии творчества.
Добавлено: 12 ноября 2012
Статья
Леонтьев Д. А. Человек. 2011. № 5. С. 34-46.

В статье рассмотрены философские и психологические взгляды на проблему счастья от Аристотеля до наших дней. С опорой как на общефилософские дискуссии, так и на данные социологических и психологических исследований последнего времени, показано, что за словом “счастье” кроются два качественно различных феномена, обладающих разными свойствами и закономерностями: переживание субъективного благополучия, прямо связанное с удовлетворенностью базовых потребностей, и переживание радости как участия в осуществлении значимой деятельности или включенности в близкие отношения.

Добавлено: 9 мая 2013