• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 81 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Сохань И. В. Человек. 2013. № 5. С. 60-74.

 Предлагается объяснение феномена “роковой женщины” в культуре Нового времени. По мнению автора, “роковой женщине” присущ уникальный психологический профиль, в основе которого лежит парадоксальное сочетание нарциссизма с глубоким интересом к чужому таланту — но лишь как потенции, а не как к человеку. Конкретный индивид, носитель таланта для нее нечто, что необходимо превзойти. В качестве примеров рассматриваются Лиля Брик и Лу Саломе — муза Ф. Ницше и З. Фрейда, которая и натолкнула первого на идею сверхчеловека, а второго — на идею нарциссизма.

 

 

Добавлено: 6 ноября 2013
Статья
Зинченко В. П. Человек. 2011. № 4. С. 5-20.

Анализируются многозначные термины субъект, индивид, личность и образуемые из них синкреты, например, субъектность личности и т.п. Реконструируется трактовка этих терминов Г.Г. Шпетом, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, А.Н. Леонтьевым и др. Утверждается, что главным предметом психологического исследования является индивидуальность. В онтологическом плане от нее возможны два пути: вниз - к субъекту, - функции или к коллекции функций, к под-лежащему; и путь вверх - к личности - к идеалу, пределу самосозидания, к духовности и свободе.

 

Добавлено: 15 декабря 2012
Статья
Макрейнолдс С. Человек. 2018. № 4. С. 157-172.

Текст представлят собой статью доцента факультета cлавистских языков и литературы Северо-Западного университета (США) Сьюзан Макрейнолдс, переведенную на русский язык С. М. Климовой и М. В. Федоровой. 

Добавлено: 18 сентября 2018
Статья
Леонтьев Д. А. Человек. 2011. № 1. С. 20-34.
Добавлено: 22 июня 2011
Статья
Иванченко Г. В. Человек. 2000. № 3. С. 172-175.

С точки зрения синергетики личность растет и развивается, уподобляясь “диссипативным структурам”, непрерывно усложняясь и черпая энергию роста из своего окружения. “Нормальное” состояние личности, “прямая перспектива” — не стоять на месте, непрестанно совершенствоваться, к чему-то стремиться, на что-то надеяться. Но некоторые состояния, чувства, стили поведения и жизни в целом задают “обратную перспективу” жизни, и не последнее среди них — безысходность.

Добавлено: 22 января 2014
Статья
Фам А. Х. Человек. 2018. № 2. С. 110-120.

В данной статье делается попытка анализа двух феноменологически различных форм отказа от выбора. Незрелый (безличный) отказ представляет собой бегство, или уход, от выбора, в то время как зрелый (субъектный) выбор не выбирать является следствием занятия определенной личностной позиции.

Добавлено: 18 октября 2016
Статья
Дубровский Д. И. Человек. 2009. № 1. С. 67-72.
Добавлено: 2 ноября 2009
Статья
Кантор В. К. Человек. 2014. № 3. С. 148-159.

В мировом литературоведении идут постоянные споры о том, кто был прототипом главного героя романа Достоевского “Бесы” — Ставрогина. Этот персонаж является ключевым для понимания взгляда Достоевского на русский революционный радикализм. Автор находит много соответствий в жизни и деятельности Герцена и героя романа. Сам писатель рассыпал по роману многочисленные намеки, показывающие, кто был прототип Ставрогина. Автор статьи постарался их суммировать и осмыслить.

Добавлено: 4 августа 2014
Статья
Щербина Ю. И. Человек. 2017. № 5.

В рассуждениях о причинах преступления Раскольникова доминирует концепция двойственности мотивов: герой одновременно хотел походить на Напалеона и принести добро людям. Автор статьи выдвигает иную возможную причину убийства, а именно игру демонических сил. Они рассматриваются не только с религиозной, но и экзистенциально-феноменологической позиций. Таким образом, статья посвящена рассмотрению демонического начала и его проявлений в романе Достоевского.

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, Ян Паточка, демоническое начало, техническая цивилизация

Добавлено: 26 октября 2017
Статья
Климова С. М. Человек. 2014. № 5. С. 169-174.

Сквозная тема Лихачевских чтений,анализу которых посвящена статья, — диалог народов, культур, цивилизаций,является вечно востребованным полем для консолидации усилий самых разных гуманитарных наук — ведь науки эти, до сих пор стремятся не только объяснять реальность, но и — корректировать ее не всегда плавное течение. Идеям трансформации базовых гуманитарных образов-метафор и посвящен анализ в статье.

Добавлено: 8 ноября 2014
Статья
Белобородова П. М. Человек. 2017. № 6. С. 76-91.

Прослеживается развитие концепции призвания в различных религиозных и философских течениях, рассматривается текущее состояние проблемы в психологии и намечаются направления дальнейших исследований.

Добавлено: 2 октября 2017
Статья
Флоринская Ю. Ф., Рощина Т. Человек. 2005. № 5.
 
Добавлено: 31 августа 2009
Статья
Князева Е. Н. Человек. 2019. Т. 30. № 4. С. 25-40.

В статье обсуждаются формы взаимного влияния теоре- тической биологии Якоба фон Икскюля и философии символических форм Эрнста Кассирера. Хотя Кассирер в значительной мере подчерки- вал отличие мира человека как существа символического от описанного Икскюлем мира животного как организма, поведение которого стро- ится благодаря способности распознавать знаки и сигналы, но именно внимание Кассирера к важному понятию Umwelt Икскюля позволило ему детализировать и сделать более утонченной свою теоретическую концепцию. Оба ученых плодотворно развивали и применяли меж- дисциплинарные стратегии исследования: Кассирер — реализуя свой неподдельный интерес к биологии, а Икскюль — распространяя свое понятие ‘Umwelt’ и на мир человека.

Добавлено: 2 августа 2019
Статья
Иванченко Г. В. Человек. 1999. № 4. С. 181-183.

Рецензия на первое систематическое исследование, посвященное анализу и западных культурно-исторических и научно-психологических традиций в понимании истины и правды, в котором обосновывается положение о том, что истина является логико-гносеологической категорией, а правда - психологической.

Добавлено: 23 января 2014
Статья
Иванченко Г. В. Человек. 2006. № 4.

Рецензия на книгу В.В. Знакова "Психология понимания: Проблемы и перспективы", в которой существлен анализ методологического значения феномена понимания в современном гуманитарном знании в эпоху перехода от неклассической науки к постнеклассической, а также исследовано соотношение когнитивных и экзистенциальных компонентов понимания с позиций психологии субъекта и психологии человеческого бытия, раскрыта неразрывная связь понимания с самопониманием.

Добавлено: 24 января 2014
Статья
Киселева М. С. Человек. 2017. № 2. С. 78-95.
В сентябре 1973 года в Варне (Болгария) проходил XV Всемир5 ный философский конгресс на тему “Наука, техника, чело5 век”. Основные идеи доклада чл.5корр. Академии наук СССР И.Т. Фролова на этом Конгрессе были опубликованы им в ста5 тье “Современная наука и гуманизм” [21]1. Известны наброс5 ки того времени к размышлениям автора о необходимости разработки “единой науки о человеке”: «Социальные пробле5 мы науки: “детская забава” > атомные исследования. После “века биологии” > “век антропологии”. Необходимость еди5 ной науки о человеке, интеграция не сводится лишь к фило5 софской антропологии. Институт человека (А.М. Горький)…» [12, с. 115]. Это последнее замечание — указание на Горького в связи с упоминанием “Института человека” — вызывает за5 конный вопрос: почему Фролов вспоминает именно Горького?
Добавлено: 15 мая 2017
Статья
Зинченко В. П. Человек. 2012. № 5. С. 5-19.
В статье сделана попытка раскрыть положение Г.Г. Шпета, что слово является первым и главным принципом человеческого познания. С рождения ребенок попадает в атмосферу (духосферу, когитосферу, семиосферу) слова, которая обволакивает его, проникает в душу и становится внутренней формой образов, движений, действий, состояний и чувств. В 1,5–2 года, когда начинается эксплозия, «вулканический взрыв» детской речи, слово выходит наружу не звуком пустым, а несет в своей внутренней (виртуальной, идеальной, превращенной) форме образы, действия, аффекты, предметные значения и смыслы. Становясь внешней формой, слово сохраняется во внутренней форме действий, образов, чувств или программ их актуализации, принимая форму невербального внутреннего слова. Проблематика гетерогенности и гетерогенеза слова, образа и действия обсуждается в контексте культурно-исторической психологии и психологии творчества.
Добавлено: 12 ноября 2012
Статья
Леонтьев Д. А. Человек. 2011. № 5. С. 34-46.

В статье рассмотрены философские и психологические взгляды на проблему счастья от Аристотеля до наших дней. С опорой как на общефилософские дискуссии, так и на данные социологических и психологических исследований последнего времени, показано, что за словом “счастье” кроются два качественно различных феномена, обладающих разными свойствами и закономерностями: переживание субъективного благополучия, прямо связанное с удовлетворенностью базовых потребностей, и переживание радости как участия в осуществлении значимой деятельности или включенности в близкие отношения.

Добавлено: 9 мая 2013
Статья
Лифинцева Т. П. Человек. 2009. № 4. С. 96-111.

Статья посвящена одной из ключевых тем творчества выдающегося немецко-американского  философа и богослова Пауля Тиллиха (1886-1965) – анализу категории «мужество быть» в аспектах онтологии, антропологии и этики. «Мужество быть», по Тиллиху, есть прежде всего утверждение человеком собственного бытия вопреки угрозе небытия. Как и Хайдеггер, Тиллих считал, что бытие человека – единственный ключ к Бытию как таковому. Понятие Бога у Тиллиха – теологический синоним категории Бытия, понимаемого в духе позднего Шеллинга и Хайдеггера как основа мира. Экзистенциальная тревога человека о смысле бытия – свидетельство того, что человек внутренне с Бытием связан, но отчуждён от него в своём земном существовании. Религиозность – это состояние «предельной заботы» о безусловном смысле бытия, а «мужество быть», по Тиллиху, есть обращение человека к Tрансцендентному.

Добавлено: 7 ноября 2012
Статья
Магамедова К. Г. Человек. 2008. № 6.
Добавлено: 19 марта 2011