Предлагается объяснение феномена “роковой женщины” в культуре Нового времени. По мнению автора, “роковой женщине” присущ уникальный психологический профиль, в основе которого лежит парадоксальное сочетание нарциссизма с глубоким интересом к чужому таланту — но лишь как потенции, а не как к человеку. Конкретный индивид, носитель таланта для нее нечто, что необходимо превзойти. В качестве примеров рассматриваются Лиля Брик и Лу Саломе — муза Ф. Ницше и З. Фрейда, которая и натолкнула первого на идею сверхчеловека, а второго — на идею нарциссизма.
В данной рецензии представлен краткий обзор монографии Е.В. Бессчетновой о Владимире Соловьеве и Константине Леонтьеве.
Анализируются многозначные термины субъект, индивид, личность и образуемые из них синкреты, например, субъектность личности и т.п. Реконструируется трактовка этих терминов Г.Г. Шпетом, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, А.Н. Леонтьевым и др. Утверждается, что главным предметом психологического исследования является индивидуальность. В онтологическом плане от нее возможны два пути: вниз - к субъекту, - функции или к коллекции функций, к под-лежащему; и путь вверх - к личности - к идеалу, пределу самосозидания, к духовности и свободе.
Текст представлят собой статью доцента факультета cлавистских языков и литературы Северо-Западного университета (США) Сьюзан Макрейнолдс, переведенную на русский язык С. М. Климовой и М. В. Федоровой.
С точки зрения синергетики личность растет и развивается, уподобляясь “диссипативным структурам”, непрерывно усложняясь и черпая энергию роста из своего окружения. “Нормальное” состояние личности, “прямая перспектива” — не стоять на месте, непрестанно совершенствоваться, к чему-то стремиться, на что-то надеяться. Но некоторые состояния, чувства, стили поведения и жизни в целом задают “обратную перспективу” жизни, и не последнее среди них — безысходность.
В данной статье делается попытка анализа двух феноменологически различных форм отказа от выбора. Незрелый (безличный) отказ представляет собой бегство, или уход, от выбора, в то время как зрелый (субъектный) выбор не выбирать является следствием занятия определенной личностной позиции.
Тесная взаимосвязь философии немецкого идеализма с опытом Великой Французской революции является одним из важнейших факторов формирования немецкой классической философии. Участники беседы осветили специфику социально-исторической ситуации в Германии конца XVIII – начала XIX века как объективно-историческую проблему и как важнейший фактор восприятия и оценки революции во Франции, проанализировали характер восприятия событий Французской революции в среде студентов Тюбингенского штифта, обсудили вопрос об отношении молодого Гегеля и молодого Шеллинга к лозунгам Французской революции, а также об их возможном участии в деятельности студенческого политического клуба. Особое внимание было уделено рассмотрению процессов переосмысления Шеллингом и Гегелем событий Французской революции после ее завершения, а также анализу форм изживания революционной травмы в позднейшем творчестве обоих философов.
Один из ключевых фронтов генетизации человеческой социальности пролегает сегодня в области естественнонаучного знания. В последнее время появился целый ряд работ, претендующих на объяснение существенных форм человеческой социальности (таких, как политические установки или кооперативность) через генетическую предрасположенность. В этой статье мы поставим три вопроса: 1) насколько состоятельны такие объяснения с позиций философии науки? 2) что распространение таких объяснений говорит об изменении соотношений между биологическим и социальным в современных условиях? 3) каков политический смысл и политические следствия таких исследовательских программ? Мы ответим на эти вопросы с опорой на аппарат феноменологии и покажем, что 1) данные объяснения приводят к натурализации контингентных социальных фактов (как, например, различения между «консерваторами» и «либералами»); 2) тело как геном становится новой «субструкцией» жизненного мира, т.е. ключевым способом переживания себя человеком; 3) сведение политических конфликтов на генетический уровень начиная со второй половины XIX века возникает как стратегия экстернализации политического оппонента, его перевода в статус «радикально иного по природе».
В мировом литературоведении идут постоянные споры о том, кто был прототипом главного героя романа Достоевского “Бесы” — Ставрогина. Этот персонаж является ключевым для понимания взгляда Достоевского на русский революционный радикализм. Автор находит много соответствий в жизни и деятельности Герцена и героя романа. Сам писатель рассыпал по роману многочисленные намеки, показывающие, кто был прототип Ставрогина. Автор статьи постарался их суммировать и осмыслить.
Представлены краткая история возникновения и развития вокальных практик в психотерапии, а также авторская модель типов вокализаций в процессе вокалотерапии. Данная модель выступает основанием эмпирического исследования процессов самовыражения и самоис- следования человека с помощью звуков голоса (вокализаций). Участники исследования были разделены на две группы. В одной группе они вокализировали в ситуации безоценочного принятия (группа экспрессии), в другой — в ситуации оценки (группа импрессии). Выбор участниками группы импрессии обуславливался их желанием развить свои способности владения голосом, а группы экспрессии — стремлением к самопознанию и самовыражению посредством голоса. Анализируются результаты проведенного исследования. В группе импрессии происходили борьба участников с собственным внутренним напряжением и постепенное освобождение голоса. Большое внимание они уделяли стратегическому продумыванию сюжета своего выступления. Вокализации участников этой группы на первых встречах носили довольно монотонный характер и становились более разнообразными в заключительных встречах, а сами участники чувствовали себя увереннее ближе к концу цикла
УДК 159.9.072.42 встреч. Участникам было важно знать мнение партнеров по исследованию о своем вокализировании и сравнивать последнее с их вокализированием. Слушатели воспринимали вокализации участников как сценические выступления. В группе экспрессии исследование представляло собой «проживание» участниками собственных эмоциональных состояний и переживаний с помощью голоса. Вокализации участников данной группы были максимально свободными. С помощью вокализаций участники глубоко погружались в свои переживания. Комментарии партнеров по исследованию на вокализации участников, зачастую отличающиеся образностью, давали участникам возможность лучше понять себя. Телесное и психологическое напряжение, затруднение дыхания и вокализирования осознавались и психологически прорабатывались участниками в ходе вокализирования и комментариев. Большинство участников данной группы говорили о невозможности вербализовать собственные переживания в процессе вокализирования. Вокализации участников отличались большим разнообразием и наполненностью эмоциональным содержанием. В ходе вокализирования участники группы экспрессии переживали нарастающие ощущения силы и внутренней свободы.
В рассуждениях о причинах преступления Раскольникова доминирует концепция двойственности мотивов: герой одновременно хотел походить на Напалеона и принести добро людям. Автор статьи выдвигает иную возможную причину убийства, а именно игру демонических сил. Они рассматриваются не только с религиозной, но и экзистенциально-феноменологической позиций. Таким образом, статья посвящена рассмотрению демонического начала и его проявлений в романе Достоевского.
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, Ян Паточка, демоническое начало, техническая цивилизация
Сквозная тема Лихачевских чтений,анализу которых посвящена статья, — диалог народов, культур, цивилизаций,является вечно востребованным полем для консолидации усилий самых разных гуманитарных наук — ведь науки эти, до сих пор стремятся не только объяснять реальность, но и — корректировать ее не всегда плавное течение. Идеям трансформации базовых гуманитарных образов-метафор и посвящен анализ в статье.
Прослеживается развитие концепции призвания в различных религиозных и философских течениях, рассматривается текущее состояние проблемы в психологии и намечаются направления дальнейших исследований.
В статье обсуждаются формы взаимного влияния теоре- тической биологии Якоба фон Икскюля и философии символических форм Эрнста Кассирера. Хотя Кассирер в значительной мере подчерки- вал отличие мира человека как существа символического от описанного Икскюлем мира животного как организма, поведение которого стро- ится благодаря способности распознавать знаки и сигналы, но именно внимание Кассирера к важному понятию Umwelt Икскюля позволило ему детализировать и сделать более утонченной свою теоретическую концепцию. Оба ученых плодотворно развивали и применяли меж- дисциплинарные стратегии исследования: Кассирер — реализуя свой неподдельный интерес к биологии, а Икскюль — распространяя свое понятие ‘Umwelt’ и на мир человека.
Рецензия на первое систематическое исследование, посвященное анализу и западных культурно-исторических и научно-психологических традиций в понимании истины и правды, в котором обосновывается положение о том, что истина является логико-гносеологической категорией, а правда - психологической.
Рецензия на книгу В.В. Знакова "Психология понимания: Проблемы и перспективы", в которой существлен анализ методологического значения феномена понимания в современном гуманитарном знании в эпоху перехода от неклассической науки к постнеклассической, а также исследовано соотношение когнитивных и экзистенциальных компонентов понимания с позиций психологии субъекта и психологии человеческого бытия, раскрыта неразрывная связь понимания с самопониманием.