?
Финансирование образования: тренд на персонализацию
В статье анализируется соотношение объемов финансирования высшего образования в России и зарубежных странах. Показано, что в России при схожей с другими странами структуре расходов их стоимостные значения в три раза отстают от уровня стран ОЭСР. На основе обобщения зарубежного опыта реформ в управлении финансированием высшего образования выявлены основные тенденции в финансировании российского высшего образования: концентрация поддержки университетов-лидеров, опора на государственное финансирование высшего образования как основной источник, слабое использование механизмов частно-государственного партнерства и доходов от фондов целевого капитала. Основное внимание в статье уделено переходу к инвестиционной модели финансирования образования с передачей права распоряжения ресурсами на принципах персонализации, включая такие инструменты, как контракты на основе результативности, конкурентные фонды и ваучеры, основанные на заслугах, контракты на человеческий капитал, а также индивидуальные образовательные счета как персональный инвестиционный ресурс. Именно эти механизмы начинают играть ключевую роль в ресурсном обеспечении развития образования.