?
Мышление как проблема психологии
Высшее образование сегодня. 2018. № 10. С. 2-11.
«Психология мышления – одно из самых новых завоеваний психологии: она стала разрабатываться лишь в XX столетии», – писал С. Л. Рубинштейн в 1935 году. За прошедшие десятилетия проведены тысячи исследований в области психологии мышления, ученые и технические специалисты дерзнули на создание искусственного интеллекта, но сущность мышления до сих пор остается тайной, над разгадкой которой бьются психологи и физиологи, философы и поэты, математики и инженеры. До настоящего времени мы не имеем определения, раскрывающего сущность мышления. Все говорят преимущественно о том, что мышление определяет успешность решения различных задач, но никто не говорит, что оно собой представляет. Делается попытка осмыслить феномен мышления.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 3 С. 139-149
В работе показывается внутренняя связь между мыслью, образом и словом. Раскрывается роль психических функций в порождении мыслей, устанавливается активная роль наблюдателя в формировании мыслей, раскрывается структура мысли и образа, показывается, что процесс мышления есть процесс порождения мыслей и использование их при решении задач, стоящих перед субъектом. Сказанное позволяет дать содержательную характеристику ума, которая заключается в ...
Добавлено: 19 ноября 2013 г.
Шадриков В. Д., Образование и саморазвитие 2015 № 3 (45) С. 3-10
В работе рассматриваются фундаментальные вопросы: «что такое мысль?» и «как мысль представлена в познавательных процессах и их результатах: образе, представлении, воображении, слове, сознании?» Анализируется единство, своеобразие и преемственность этих результатов со стороны содержания, отраженного в мыслях, у конкретного субъекта познания. ...
Добавлено: 11 января 2019 г.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 № 2 С. 80-87
В работе приводятся результаты анализа видов восприятия, показателей ведущих свойств и показателей продуктивности восприятия. Показывается, что субъективный образ внешнего мира тесно связан с мотивацией и переживаниями субъекта восприятия. Обосновывается подход к определению мысли как потребностно-эмоционально-содержательной субстанции и с этих позиций показывается, что образ также представляет собой субстанцию мыслей. С этих позиций раскрываются превращение образа-субстанции в ...
Добавлено: 10 сентября 2014 г.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 № 1 С. 17-32
Через раскрытие структуры мысли и содержания психики показывается, что сознание выступает как функциональная часть, актуализируемая субъектом в целях организации текущей жизнедеятельности. Мышление с его операциями рассматривается как механизм работы с содержанием сознания. Доказывается, что рефлексия включена в мыслительный процесс и нет основания рассматривать ее отдельно от мышления. Показывается, что все познавательные процессы можно разделить на ...
Добавлено: 13 декабря 2013 г.
Шадриков В. Д., Мазилов В. А., Ярославский педагогический вестник 2018 № 6 (105) С. 212-228
Статья посвящена попытке осмыслить феномен мышления. В статье отмечается, что, несмотря на многочисленные усилия исследователей, продвижение не так велико, как того хотелось бы. В статье, основываясь на данных истории психологии, авторы приходят к заключению, согласно которому невыраженный прогресс в раскрытии механизмов мышления связан с тем, что при анализе мышления недостаточно используется методологический анализ. В статье ...
Добавлено: 12 ноября 2019 г.
Шадриков В. Д., Культурно-историческая психология 2019 Т. 15 № 4 С. 17-24
В статье дается определение понимания как факта нашей психической жизни. Рассматривается
отражение понимания в языке, в философской литературе, в теологии. Проблеме понимания посвящено значительное количество исследований в психологии, но явно недостаточно изучен процесс
понимания со стороны механизмов, обращенных к пониманию процесса учения и обучения. Ставятся вопросы: когда возникла проблема понимания? Каковы механизмы понимания? Выделяются три
фактора понимания—непонимания: связь ...
Добавлено: 9 января 2020 г.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2017 № 4 (92) С. 11-21
Исходя из понимания мысли как потребностно$эмоционально$содержательной субстанции, в которой находит выражение связь образа предмета и его признака, в статье с позиции культурно-исторической психологии рассматривается эволюция мышления человека и появления слова. Показывается, что истоки человеческого мышления связаны с высокой сенсорной дифференциацией. Выделяются два типа мышления: протомышление, опирающееся на мысли, не оформленные в слове, и собственно мышление ...
Добавлено: 20 февраля 2018 г.
Шадриков В. Д., Вопросы психологии 2014 № 5 С. 118-127
В работе обосновывается необходимость обращения к мысли, как одной из базовых психологических категорий, излагаются методологические принципы исследования, обосновывается понятие предметной мысли, рассматриваются нейрофизиологические механизмы порождения мысли и формируются представления о структуре мысли, выясняются отношения мысли и информации, дается гипотетическое описание процессов порождения мысли. ...
Добавлено: 10 декабря 2014 г.
Шадриков В. Д., Культурно-историческая психология 2014 Т. 10 № 2 С. 5-8
В статье представлены воспоминания автора о его обсуждении с Владимиром Петровичем Зинченко
проблем психологии мысли. Рассмотрены подходы к вопросу «что такое мысль» и как она связана со
словом Г.Г. Шпета и Л.С. Выготского, которые были предметом дискуссии. Представлена позиция
В.П. Зинченко по данной проблематике и позиция автора воспоминаний. На цитатах, взятых из работ
В.П. Зинченко, показывается широта и глубина ...
Добавлено: 11 сентября 2014 г.
Шадриков В. Д., Психологический журнал 2014 № 4 С. 130-137
Представлены результаты исследования фундаментальной проблемы психологии – что такое человеческая мысль, каков механизм ее порождения, какова структура мысли. Рассматриваются нейрофизиологические механизмы, обеспечивающие порождение мысли. Обосновывается понимание мысли как потребностно-эмоционально-содержательной субстанции. Раскрываются отношения мысли и образа, а также мысли и слова, в котором эта мысль выражается. Дается анализ процесса интеллектуализации мысли и образа. Обосновывается необходимость введения ...
Добавлено: 19 ноября 2013 г.
Шадриков В. Д., М. : Логос, 2014
Рассматриваются основные психологические понятия: мысль, образ, представление, сознание. Классический подход к трактовке этих понятий сочетается с привлечением новейших результатов исследования психики, в том числе и с позиций нейрофизиологии и нейропсихологии. Раскрыта структура мысли и соответственно образа, представления и воображения. Анализируется процесс выражения мысли в слове и понятии. Дается двухуровневая классифика ция познавательных процессов. Рассматриваются интеллектуальные операции. ...
Добавлено: 7 июля 2014 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2012 № 2 С. 91-105
Дается обоснование перспектив исследований генеза мысли на пересечении психологии мышления и культурной психологии личности. Представлена модель «характеристик зрелой мысли», основанная на синтезе общепсихологических идей о мышлении и культурных данных о мыслительной жизни личности. К этим характеристикам относятся проблемность, операциональная сложность и понятийное богатство мысли. Показано, что интерпретация произведений как метод культурной психологии личности позволяет обогатить ...
Добавлено: 18 ноября 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2009 Т. 57 № 1 С. 260-271
Статья посвящена исследованию мыслительных установок личности, способной к культурным новациям. Рассматриваются установки на познание, понимание, интерпретацию, диалог, рефлексию, остроумие, творчество. Обосновывается, что в своем гармоничном развитии, взаимовлиянии и интегрирующей роли установки на творчество придают личности творческое качество и статус неординарного мыслителя. Подчеркивается, что система зрелых мыслительных установок позволяет личности раскрывать потенциал культуры и индивидуально определять ...
Добавлено: 6 декабря 2012 г.
Васильева Е. Н., Нижегородское образование 2016 № 4 С. 127-133
В статье рассматривается динамика изменения «образа родительской роли» у мужчин и женщин с разным стажем родительства. В результате исследования были выявлены роли отца и матери, входящие в целостный «образ родительской роли», оказавшиеся наиболее чувствительными к изменению статуса родителей. ...
Добавлено: 1 февраля 2017 г.
Исаева А. Н., Малахова С. А., Мир психологии. Научно-методический журнал 2015 Т. 84 № 4 С. 177-191
Статья посвящена проблеме трансформаций современного мышления в связи с развитием виртуального пространства жизни. В частности, рассматривается «клиповое мышление» как феномен «электронной личности» 21 века, конституирующей медиа-пространство и им же форматируемой. В работе изучаются психологические дефициты «клипового мышления», в качестве альтернативы рассматривается потенциал символического мышления, как порождающего целостное, объемное знание, отношение, впечатление, рефлексию личности, а также ...
Добавлено: 5 ноября 2015 г.
Яр. : ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 1991
Сборник статей о влиянии субъективности на мышление ...
Добавлено: 6 июня 2014 г.
Семенов И. Н., Акмеология 2016 № 4(60) С. 8-22
В статье характеризуются основные периоды жизнетворчества и научные достижения одного из крупнейших российских психологов середины ХХ в., основателя и заведующего кафедрой психологии и логики Академии общественных наук (предшественницы РАНХиГС) академика АПН РСФСР Б.М. Теплова. Он был одним из лидеров советской психологической науки 1940–1960-х гг. Акцент в статье сделан на экспликации акмеологических аспектов той части его ...
Добавлено: 12 января 2017 г.
Корниенко Д. С., Психологические исследования: электронный научный журнал 2018 Т. 11 № 62
Темная триада как объединение трех неклинических черт – макиавеллизма, нарциссизма и психопатии – привлекает внимание исследователей в последние десятилетия, так как позволяет неоднозначно рассматривать личностные черты. Исследования Темной триады в основном касаются связей с другими личностными и поведенческими характеристиками. Вместе с тем исследований того, как воспринимаются носители темных черт, немного. Целью данной работы явилось изучение ...
Добавлено: 15 января 2019 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 1 С. 131-148
В статье дан историко-научный анализ развития классической и современной психологии восприятия. На этом фоне анализируются методологические проблемы психологического исследования самовосприятия индивидуальности с позиций инновационной рефлексивно-гуманитарной психологии. Рефлексивно-психологическая специфика самовсприятия характеризиется результатами эмпирического исследования самосвсприятия на матеориале анализа психологии творчества – художественного (М.М.Зощенко), научного (Н.Я.Пэрна), а также предлагаются рефлетехнологии рефлексивной активизации целеобразования студентов для развития их ...
Добавлено: 23 июня 2013 г.
Семенов И. Н., Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2017 Т. 6 № 5А С. 24-48
В статье выделяются ключевые вехи жизнетворчества крупного российского методолога и психолога Н.Г. Алексеева и линии взаимодействия с последователями, характеризуются направления развития научных трудов его и учеников. На рубеже ХХ- ХХI вв., помимо традиционного внутри- и междисциплинарного развития науки, в ней возникают инновационные трансдисциплинарные области знания. Одной из них является комплексная полифункциональная рефлексивно-деятельностная педагогическая психология. Она ...
Добавлено: 25 декабря 2017 г.
Леля А. А., Семенов И. Н., Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2017 Т. 6 № 2А С. 5-27
Неотъемлемой частью развития современной франкоязычной психолого-педаго - гической науки является исследование проблематики рефлексии. В силу исторически сложившейся специфики французского гуманитарного знания, а именно его развития в рамках философского категориального и методологического аппарата, в данной статье анализу подвергаются не только современные изыскания по данной тематике, но, прежде всего, фундаментальные труды Александра Марка и Жана Пиаже, опреде ...
Добавлено: 9 октября 2017 г.
Шадриков В. Д., Высшее образование сегодня 2020 № 8 С. 52-58
Представлено обоснование концептуальной модели понимания человеком окружающего мира. Показана роль личностного смысла в понимании. Рассмотрена организация поведения на основе биологической мотивации. Вводятся новые понятия «сигнальное понимание» и «квазипонимание». На их основе анализируется переход к осознанному пониманию. ...
Добавлено: 21 октября 2020 г.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2018 № 2 (94) С. 36-47
В статье представлена попытка снять налет таинственности с проблемы сознания. Делается это на основе анализа данных о связи психики и сознания, привлечения понятия «мысль» к определению содержания психики и сознания, рассмотрения роли когнитивных психических процессов в формировании содержания психики и сознания, анализа рефлексии в процессах осознания себя. ...
Добавлено: 22 августа 2018 г.
М. : МЭСИ, 2012
В сборнике представлены статьи, обобщающие результаты междисциплинарного изучения актуальных проблем организации и развития организационной среды в условиях современного российского общества. ...
Добавлено: 28 ноября 2012 г.