?
Референция и вербальные жесты
Современные исследования в области психологии развития подтверждают один из главных тезисов У. Куайна, суть которого заключается в том, что мышление, имеющее дело с привычной нам онтологией повседневного опыта, нуждается не только в единичных, но и в общих понятиях, основанных на разделенной референции. Более того, наличие у нас общих понятий обеспечивает контакт не только с повседневной реальностью окружающих нас объектов и событий, но и переход к абстрактным понятиям, характерным для научной онтологии. Необходимым условием для овладения общими понятиями об объектах являются представления об устойчивом тождестве объектов в меняющихся контекстах и о непосредственно не воспринимаемых частях окружающего мира. Например, ребенок в ходе своего развития может овладеть общими понятиями об объектах, обучаясь референции не только к отдельным воспринимаемым объектам, но и к ненаблюдаемому множеству подобных объектов.
Однако главным необходимым условием для референции к объектам с помощью единичных или общих понятий является знание о том, что другие указывают с помощью этих же слов на те же самые объекты и их свойства. Получается, что условием объективной референции является интерсубъективный опыт восприятия объектов и событий. Речь здесь, однако, не идет о релятивистском взгляде на мир, а лишь о том, что восприятие окружающего мира с необходимостью предполагает восприятие чужих сознаний в качестве чужого взгляда на одну и ту же ситуацию. По мнению Д. Дэвидсона, такая интерсубъективная триангуляция составляет основную суть понятий истины и объективности, без которых невозможно человеческое мышление и обучение языку. Следовательно, такая интерсубъективность может предполагать общий, разделяемый с другими людьми опыт, только если с определенного возраста мы будем обладать знанием чужих ментальных состояниях. Однако современные психологи пока не продвинулись дальше установления корреляции в освоении ребенком понятий о тождестве объектов и о ментальных состояниях других людей. В статье предлагается решение вопроса о каузальной зависимости между этими понятиями, заключающееся в том, что знание о чужих ментальных состояниях не только обеспечивает референции ее интерсубъективный характер, но и является условием объективной референции к окружающим нас объектам. Иными словами, восприятие чужих сознаний не является вторичным или добавочным по отношению к восприятию объектов, оно не является примитивным теоретизированием или прогнозированием чужого поведения со стороны ребенка. Наоборот, оно по сути является первичным феноменом нашего восприятия. Для обоснования этого решения в статье вводится понятие вербальных жестов к ненаблюдаемым объектам и событиям, которые изначально характеризуют наше восприятие чужих ментальных состояний и в конечном итоге пронизывают все наше восприятие мира в целом. В этом случае, всю нашу речь можно рассматривать как вербальный жест и, соответственно, один из присущих человеку модусов восприятия мира.