?
Психологические ориентиры образования в мире неопределенности
С. 22-33.
Мир быстро изменяется. Новизна, изменчивость, неопределенность будущего стали нормой жизни. Внутренняя мотивация, инициативность, саморегуляция становятся важными жизненными качествами. Развитие не только познания, но и мета-познаний становится нормой образовательной практики. Важно, чтобы образование в этой ситуации развивало субъективность и способность к преадаптации. В то же время важно, чтобы практика образования развивалась на основе психологических исследований. Дается обзор существующих исследова- ний и описаны запланированные экспериментальные исследования в этом направлении.
Язык:
русский
Ключевые слова: uncertaintyнеопределенностьсаморегуляцияпознаниевнутренняя мотивацияcognitionисследовательское поведениеинициативаpreadaptationsself-controlmetacognitionметапознаниеinternal motivationlearning to learncognitive independence research behaviorпреадаптация initiativeпознавательная активностьучить учиться
В книге
М., Якутск : Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2018
Обухов А. С., Исследователь/Researcher 2019 № 1-2 С. 10-21
Мир быстро изменяется. Новизна, изменчивость, неопределенность будущего стали нормой жизни. Внутренняя мотивация, инициативность, саморегуляция становятся важны- ми жизненными качествами. Развитие не только познания, но и мета-познания становится нормой образовательной практики. Важно, чтобы образование в этой ситуации развивало субъек- тивность и способность к преадаптации. В то же время важно, чтобы практика образования развивалась на основе психологи- ...
Добавлено: 27 июня 2019 г.
Обухов А. С., В кн. : Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. : Ер. : Российско-Армянский университет, 2019. С. 286-297.
Мир быстро изменяется. Новизна, изменчивость, неопределенность будущего - стали нормой жизни. Внутренняя мотивация, инициативность, саморегуляция становятся важными жизненными качествами. Развитие не только познания, но и мета-познаний становится нормой образовательной практики. Важно, чтобы образование в этой ситуации развивало субъективность и способность к преадаптации. В то же время важно, чтобы практика образования развивалась на основе психологических исследований. ...
Добавлено: 20 августа 2019 г.
Леонтьев Д. А., Вопросы психологии 2016 № 3 С. 3-15
В статье рассмотрено соотношение экзистенциальной психологии с основной линией
развития академической психологии личности в истории и современности. Прослежива
ются ключевые точки их взаимодействия: «неклассический прорыв» конца 1920-х – на
чала 1930-х гг., гуманистическая революция 1960-х и последовавшая за ней трансфор
мация психологической науки в 1970-е гг., рождение и расцвет позитивной психологии
в 2000-е гг. Анализ показывает усиливающуюся конвергенцию этих двух ...
Добавлено: 24 октября 2016 г.
Антонова Н. В., Психологические исследования: электронный научный журнал 2017 Т. 10 № 53 С. 9
Анализируются особенности самоопределения на различных этапах профессионального развития. Выделены этапы профессионального развития в соответствии с классификацией Е.А.Климова, разработана методика оценки этапа профессионального развития. В качестве показателей особенностей самоопределения рассматриваются ценностно-мотивационный комплекс и тип профессиональной идентичности. В целом динамика профессионального развития коррелирует с возрастом, стажем и карьерным развитием. Показано, что процессы самоопределения нелинейно связаны с этапами ...
Добавлено: 9 июля 2017 г.
Мищенко А. В., Ульянова Т. И., Логистика и управление цепями поставок 2010 № 5(40) С. 68-79
В работе рассмотрены количественные методы оптимизации управления различными видами ресурсов, используемых при выполнении инвестиционных проектов в разрезе их технической осуществимости. В частности, исследована проблема оптимизации длительности переналадок оборудования перед выполнением операций в ситуации, когда различные изделия производятся одним и тем же устройством, но в каждый момент времени вырабатывается лишь один из них. Показана детерминированная модель ...
Добавлено: 26 октября 2012 г.
Кордонский С. Г., Дехант Д. К., Микроэкономика 2014 № 6 С. 52-58
Понятие угрозы не имеет четкого определения, практически отсутствует теоретическая классификация угроз и технологии ранжирования, что создает определенные трудности не только методологического, но и практического характера, в частности при оценке эффективности бюджетных расходов на нейтрализацию угроз. В работе предпринята попытка теоретической классификации угроз и предложен соответствующий аппарат. ...
Добавлено: 24 марта 2015 г.
Гребнев Л. С., Terra Economicus 2013 Т. 11 № 2 С. 136-151
Материал представляет собой четвертую главу готовящейся к изданию монографии «Анти-СаМ: что «не так» в учебниках П. Самуэльсона, Н. Мэнкью…» (Москва, ИНФРА-М). В ней сравнива-ется изложение в нескольких авторитетных вводных учебниках таких понятий, как неопределен-ность, оптимизация, предельные величины, интересы. На этой основе дается авторская классифика-ция объективных интересов субъектов, описываются два фундаментальных принципа экономической рациональности – минимизации ...
Добавлено: 21 октября 2013 г.
Медведев В. А., Сайфулина К. Э., Рытикова А. М. и др., Экспериментальная психология 2020 Т. 13 № 4 С. 102-114
Мониторинг выполнения включает оценку результатов собственного поведения и инициацию его адаптивных перестроек. Психофизиологические механизмы мониторинга выполнения остаются малоизученными в контексте неопределенности, возникающей на этапе распознавания сенсорной информации и принятия решения, а также в контексте торможения/коррекции двигательного ответа. В данном исследовании мы изучали связь между поведенческими показателями выполнения задачи и компонентами потенциалов, связанных с событиями: N2, ...
Добавлено: 31 октября 2022 г.
В статье показывается, что во многом благодаря теории открытых неравновесных систем И.Р. Пригожина, неклассической биологии целенаправленной активности Н.А. Бернштейна, модернистским теориям и новым фактам, открытым в эволюционной биологии на границе XX и XXI столетий происходит как «переоткрытие времени» (И. Пригожин), так и переоткрытие эволюции. Феноменология неадаптивных проявлений в биологии, социологии и психологии, воспринимаемых как неудачи ...
Добавлено: 8 февраля 2019 г.
Розмаинский И. В., Economic Herald of the Donbas 2015 No. 4 (42) P. 12-17
В статье выдвигается гипотеза о том, что применявшаяся в 1990-е годы для реформирования российской экономики стратегия большого толчка (шоковой терапии) повысила степень нерациональности поведения рядовых российских граждан. Дело в том, что для полностью рационального принятия решений необходимо, чтобы человек не сталкивался ни с нехваткой информации, не с информационной перегрузкой. Радикальный «переход к рынку», навязанный стратегией ...
Добавлено: 20 октября 2016 г.
М. : ЛЕНАНД, 2019
В современную эпоху человечество переживает острую и дискомфортную ситуацию неопределенности. Никто не может с уверенностью прогнозировать не только отдаленное, но и ближайшее будущее, и такая новая ситуация существенно сказывается на самоидентичности человечества. Есть ли у него будущее? Не является ли кризис века глобализации последним для него? Авторы настоящей книги, известные отечественные и зарубежные ученые, в ...
Добавлено: 21 ноября 2018 г.
Елисеенко А. С., Журнал практического психолога 2017 № 2 С. 75-88
Целью работы является освещение эвристических методов решения задач, применимых для групповых сессий решения комплексных проблем в современных бизнес-организациях. Представляется, что для решения комплексных проблем в группе, где помимо групповых динамических процессов большие трудности вызывает высокая степень сложности проблемы и переживаемая субъективная неопределенность, необходимо организованные формы групповой работы обогатить эвристическими методами. В качестве методологической основы группового решения комплексных проблем предлагается модель цикла решения ...
Добавлено: 28 июня 2018 г.
Сайфулина К. Э., Козунова Г. Л., Медведев В. А. и др., Современная зарубежная психология 2020 Т. 9 № 2 С. 93-106
Принятие человеком решений в условиях дефицита информации сопряжено с построением, проверкой и уточнением гипотез. В новой среде субъект сталкивается с высоким уровнем неопределенности, поэтому поведение должно быть вариабельным: это позволяет собирать информацию о закономерностях среды и находить наиболее выгодные опции. Такое поведение соответствует стратегии исследования. После формирования внутренней модели среды становится оправданной стратегия использования — ...
Добавлено: 12 июля 2020 г.
Белявская Е. С., Экономическая социология 2015 Т. 16 № 4 С. 118-130
Рецензия на книгу: Beckert J., Musselin C. (eds) 2013. Constructing Quality. The Classification of Goods in Markets. New York: Oxford University Press. 342 p.
Рецензия посвящена сборнику статей под редакцией Й. Беккерта и К. Мюсселен «Constructing Quality. The Classification of Goods in Markets» («Конструирование качества. Классификация благ на рынках»), который вышел в 2013 г. Это издание, ...
Добавлено: 15 октября 2015 г.
Шамис Д. А., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2015 Т. 4 № 32 С. 230-239
Данная статья посвящена исследованию роли морального чувства в процессе познания. Поскольку знание в области морали с первого взгляда представляется наиболее проблематичным, мы начинаем именно с него. Трудность, с которой здесь приходится столкнуться, заключается в том, что в сфере морали знание необходимо предполагает некоторое отношение к имеющейся информации. Разделив все теории генезиса морали на два вида ...
Добавлено: 18 октября 2015 г.
Обухов А. С., В кн. : Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций: Сборник докладов IX Международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». Том 1. Т. 1.: М. : МОД "Исследователь", 2018. С. 20-33.
В статье рассматривается значимость исследовательской активности для активной адаптации к изменяющимся условиям. В современном быстро изменяющемся мире, в вариативных условиях развития исследовательская деятельность становится важным элементом образования. Отмечается, что реализацию практики исследовательского обучения необходимо осуществлять с акцентом на развитие самостоятельности обучающихся. Продуктивная деятельность и вовлеченность в нее становятся значимыми для реализации практики учения через открытия. ...
Добавлено: 16 августа 2018 г.
Князева Е. Н., М. : Институт философии РАН, 1995
В монографии исследуются сложные феномены индивидуального творчества ученых, а также исторического развития научного знания в аспекте теории самоорганизации (синергетики). Дается характеристика синергетики как новой исследовательской программы в широком философско-мировоззренческом и культурно-историческом контексте. В свете синергетики истолковываются такие характеристики креативного мышления, как его многовариантность и сценарность, скрытые установки и преддетерминации, восполнение недостающих звеньев и самодостраивание целостного ...
Добавлено: 10 ноября 2013 г.
Князева Е. Н., Вопросы философии 2015 № 5 С. 30-43
Введенное Якобом фон Икскюлем понятие “Umwelt” как специфического окружающего мира, к которому приспособлен и который строит себе всякий биологический организм, находится в фокусе внимания данной статьи. Став одним из опорных пунктов биосемиотики, это понятие обнаруживает свою методологическую силу для развития современной неклассической эпистемологии. Согласно фон Икскюлю, Umwelt строится путем отбора значимого и ценного и вовлечения ...
Добавлено: 25 мая 2015 г.
Щедрина И. О., Вопросы философии 2023 № 11 С. 156-161
Интеллектуальное наследие отечественного философа и психолога Н.И. Жинкина оказывается поразительно созвучным современным научным исследованиям, в рамках которых ученые и философы пытаются выявить истоки возможных синтезов и корреляций в самых разнообразных междисциплинарных взаимодействиях. Структура современной науки меняется, образуются новые формы коллективности ученых (коллаборации), требующие не только новых методологических стратегий в исследовании прикладных задач, но и учета научных интересов ...
Добавлено: 15 ноября 2023 г.
Антонова Наталья Викторовна, Федоринов В. И., Организационная психология 2004
Проблема исследования обусловлена необходимостью выявления особенностей мотивации сотрудников и повышения их вовлеченности в период организационных изменений. Цель – выявить связь между увлеченностью и удовлетворенностью трудом у сотрудников с разным мотивационным комплексом и разными социально-демографическими характеристиками (возраст, позиция в организации). Гипотеза исследования: у сотрудников с разным мотивационным комплексом по-разному проявляется связь между увлеченностью и удовлетворенностью работой. ...
Добавлено: 1 ноября 2023 г.
Шамис Д. А., Философские науки 2015 № 10 С. 111-126
Данная статья посвящена такому особому предмету этики как моральное чувство. При этом рассмотрим мы его в перспективе роли этого чувства в процессе познания в сфере морали. Моей целью является показать, что моральное чувство может быть подвергнуто анализу не только лишь как простое дополнение к этической теории, а, напротив, как законный и в высшей степени важный ...
Добавлено: 24 октября 2014 г.
Авдошин С. М., Песоцкая Е. Ю., Информационные технологии 2008 № 11 С. 13-18
На основе обзора существующих систем управления рисками рассматриваются подходы к выбору системы управления рисками программных проектов. ...
Добавлено: 3 октября 2012 г.
Князева Е. Н., Foresight and STI Governance 2020 Vol. 14 No. 4 P. 34-45
Новые знания из области «науки о сложности» меняют сложившиеся представления о процессах развития, сопровождающихся неопределенностью, неустойчивостью, неоднозначностью и хаотичностью. В новой парадигме элементы «хаотичности» сложных систем и процессов, указывающие на состояние кризиса, рассматриваются не как исключительно негативные и дискретные, а как источники созидательного потенциала и обогащенный «материал» для проектирования альтернативных картин будущего. К таким элементам ...
Добавлено: 25 декабря 2020 г.