?
Рекомендации Четвертого оценочного раунда ГРЕКО: потенциал перенастройки российского конституционно-правового законодательства
Статья содержит обоснование необходимости для российской конституционно-правовой науки обратить пристальное внимание на современные антикоррупционные стандарты, которые проникают в нормативную ткань властеотношений как предмета конституционно-правового регулирования. Этому процессу не только не следует препятствовать, но необходимо развивать его, адаптировать к традиционному отечественному государствоведению, вводить в широкий научный оборот соответствующие понятия и проблемы. Высказывается гипотеза о том, что реализация международных антикоррупционных обязательств может выступать реалистичным способом оптимизации отечественного конституционного законодательства и практики.
В данном материале приводится пример положительного влияния оценочного механизма ГРЕКО как авторитетного института Совета Европы на развитие российского конституционного законодательства. Четвертый оценочный раунд ГРЕКО посвящен теме в значительной степени имеющей конституционно-правовое содержание (Предупреждение коррупции в отношении членов парламента, судей и прокуроров). Это не уникальная ситуация, поскольку на предыдущем оценочном раунде ГРЕКО исследовалась, среди прочего, прозрачность финансирования политических партий, а до этого – вопросы иммунитетов должностных лиц от уголовных преследований и прочие проблемы с выраженным конституционно-правовым компонентом.
Приводится краткий анализ основных положений Доклада ГРЕКО, составленного по итогам Четвертого оценочного раунда. В частности, подчеркивается ряд рекомендаций, которые касаются опасений ГРЕКО в отношении нарушения баланса властей при осуществлении контрольных антикоррупционных мероприятий в отношении федеральных парламентариев, а также в рамках механизма назначения на должности федеральных судей. По аналогии с реализацией рекомендаций Третьего оценочного раунда ГРЕКО в отношении прозрачности финансирования политических партий делается предположение, что Четвертый оценочный раунд Российская Федерация с формальной точки зрения пройдет достаточно успешно. Однако в отношении содержательной работы по учету рекомендаций ГРЕКО можно прогнозировать наличие определенных сложностей, в виду чего видится потребность налаживания более интенсивного обмена позициями специалистов в этой области.
Для того, чтобы конституционалистам и другим заинтересованным экспертам было удобнее вести исследование данной проблематики, в статье приводится краткий анализ последовательности реализации всех оценочных раундов ГРЕКО по России со ссылками на первоисточники. Последовательность основных суждений в настоящем материале базируется главным образом на использовании формально-юридического и сравнительного методов.