?
Община, общности и медиевисты
Дискуссии о судьбах общинной теории обретают неожиданную актуальность в связи с проблемой средневекового «коммунитаризма». Совмещение ракурсов, предложенных немецкими медиевистами (П. Бликле, О.Г. Эксле), с достижениями французских и англоязычных историков, спорящих по поводу «феодальной мутации», дает новые результаты. Процесс изменения структуры поселений был достаточно плавным, уходившим корнями в каролингскую эпоху и завершившимся в XII-XIII вв. Однако качественные изменения социальной структуры Запада, увенчавшие этот процесс, несомненны. Все пространство средневекового Запада было покрыто сетью, в ячейки которой оказалось включено большинство населения. Наряду с приходами и сеньориями к этим ячейкам относились и общины. В современной историографии некоторые авторы именуют их «общиной жителей» (communauté d'habitants), что можно перевести как «территориальная община», поскольку ее основной функцией было обеспечение исключительного доступа к ресурсам данной территории. В качестве «доказательства от противного» в статье предпринимается попытка применить это понятие к некоторым общностям, заведомо не имеющим аграрного характера.