?
Средовые источники оптимистического мышления и благополучия подростков
Резюме. Настоящее исследование посвящено вопросу источников благополучия подростков. Данная проблема рассматривается главным образом с позиций двух современных теоретических подходов – переформулированной теории выученной беспомощности, предлагающей понимание внутренних когнитивных источников депрессии и благополучия и теории самодетерминации, предлагающей объяснения внешних источников благополучия. С нашей точки зрения, данные объяснения комплиментарны, поэтому представляется возможным их совмещение и проверка в рамках одной эмпирической модели. В исследовании приняли участие подростки, обучающихся в восьмых классах общеобразовательных школ Москвы (N=223). С помощью батареи опросников нами оценивались три группы переменных - показатели удовлетворенности базовых психологических потребностей родителями, оптимистического атрибутивного стиля, а также благополучия, самоуважения и настойчивости подростков. Все методики показали высокую степень надежности по показателю альфа Кронбаха, теоретически обоснованная структура опросников подтверждается результатами конфирматорного факторного анализа.
Результаты исследования показывают, что подростки, родители которых полнее удовлетворяют базовые психологические потребности (в автономии, компетентности и связанности) отличаются более развитым оптимистическим мышлением, проявляющимся при объяснении различных позитивных и негативных жизненных ситуаций. Применение методов структурного моделирования также позволило показать, что оптимистический атрибутивный стиль частично опосредует влияние удовлетворенности базовых психологических потребностей на показатели субъективного благополучия подростков и их успеваемости.
Полученные данные дают основания для разработки и проведения тренингов, а также консультативной работы с родителями, основанных на теории самодетерминации. В их основу должно быть положено обучение родителей поддержке базовых психологических потребностей через вовлеченность в жизнь ребенка, выбор подростком собственных вариантов поведения, снижение контроля, диалог и обсуждение проблем, поддержку и принятие, а также развитие у подростков и родителей оптимистического мышления как личностного ресурса обеспечивающего психологическое благополучие и настойчивость в деятельности. Ограничения проведенного исследования и перспективы будущих исследований также обсуждаются.