?
Карлики в древнеиндийской религиозной иконографии. Уровни интерпретации
Фигура карлика в индийском искусстве прошла путь от отображения древнейших якш, автохтонного хтонического культа, до представления эзотерических существ тантрических учений. Они играют второстепенную, но немаловажную роль в иконографии. Ключ к многообразию значений образа карликов кроется в системе пропорционирования индийского искусства – таламана, согласно которой пропорции персонажа зависят от того места в иерархии, которое он занимает. Эта система изложена в трактатах для скульпторов – шильпашастрах. Однако реальные изображения часто не соответствуют предписаниям, изложенным в них.
В первую очередь, в виде карликов изображаются якши – хтонические божества, тесно связанные с землёй, идеями изобилия и плодородия. Также ганы – служки божеств, но помимо этого, разнообразные религиозные понятия. Благодаря строению с укороченными руками и ногами, данные изображения выглядят как метафора, обладая необходимой долей условности. Помимо этого в них отображаются многие процессы и изменения в культуре и религии. К примеру, можно проследить внедрение идеологии бхакти в религиозное мышление, изменившее отношение к объекту поклонения.