?
Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и академической успеваемости студентов университета
Введение. В последние десятилетия вопросы изучения эмоциональной составляющей процесса обучения привлекают все большее внимание исследователей в России и за рубежом. Интерес к проблемам формирования эмоционального интеллекта в высшей школе обусловлен тем, что степень развития данной психологической характеристики личности положительно влияет на мотивацию студентов к обучению, адаптацию в университете и на академические результаты образования. Учащиеся, обладающие высоким уровнем эмоциональной устойчивости, способностью адекватно воспринимать собственные и чужие переживания и управлять ими, более успешно осваивают профессиональные компетенции и, как правило, бывают хорошими коммуникаторами. Впоследствии такие выпускники становятся востребованными специалистами на рынке труда.
Цель данной статьи – представить результаты исследования, задача которого состояла в выявлении взаимосвязи между эмоциональным интеллектом студентов-менеджеров и их академической успеваемостью.
Методология и методики. На начальном этапе работы был предпринят аналитический обзор научной литературы, позволивший получить общие представления о степени разработанности исследуемой проблемы и определить методы. Диагностика различных аспектов эмоционального интеллекта студентов производилась с использованием опросника Д. В. Люсина – психодиагностической методики, основанной на самоотчете и дополненной в связи со спецификой контингента респондентов. Для удобства взаимодействия со студентами и оперативного сбора информации была разработана онлайн-форма опроса, результаты которого обрабатывались при помощи корреляционного анализа.
Результаты и научная новизна. Итоги поискового исследования продемонстрировали средний уровень развития эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров. Наиболее выраженным оказался его межличностный компонент. Корреляционный анализ полученных данных позволил установить статистически значимую взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и академической успеваемостью студентов, которая вопреки гипотезе оказалась отрицательной. На основании установленных фактов сделано предположение о том, что студенты с высоким уровнем ЭИ более спокойно относятся к своим оценкам, выстраивая полноценный баланс между учебой, работой и личной жизнью.
Практическая значимость. Материалы о проведении и результатах первого этапа лонгитюдного панельного исследования возможностей психолого-педагогического влияния на развитие эмоционального интеллекта студентов университета могут быть востребованы профессорско-преподавательским составом вузов в дальнейшей работе с учащимися.