?
Coup D’etat in the Panopticon: Social Networking in Education
Система обязательного школьного образования была сформирована в 19-ом веке, и с тех пор не претерпела существенных изменений. Созданные в эпоху индустриализации, школы были призваны служить инструментом контроля. В связи с этим, они всегда опирались на принцип паноптикума, описанный Мишелем Фуко. Развитие технологий слежения за последние десятилетия способствовало ужесточению паноптизма в школах. Однако в то же время развитие глобальных информационных технологий и переход к информационному обществу значительно ослабили эффективность образовательной системы как структуры власти. Учителя больше не владеют монополией на знания, поскольку информация находится в свободном доступе и может быть получена в любой момент. Изменилась и социальная ситуация развития современного школьника. Благодаря современым коммуникационным технологиям существенная часть жизни школьников – подростков вне школьных стен переместилась в социальные сети. Этот феномен можно рассматривать с положительной стороны и выделить ряд преимуществ, которые можно использовать в образовательном процессе. При этом в интервью с учителями, собранными в рамках исследования, звучит то как они растеряны и не понимают как себя вести с учениками в этом виртуальном пространстве. В данной статье пересматриваются отношения учитель – ученик в традиционой школе опираясь на идею паноптизма Фуко, а также применительно к той же связке но в социальной сети, как новой территории развития.
В заключении даются рекомендации о выстраивании взаимодействия и организации образовательного процесса с учениками с использованием социальной платформы.