?
Русский корпус предложений: психолингвистические параметры движений глаз при чтении на русском языке
Фундаментальный вопрос, лежащий в основе настоящего проекта, – какие параметры текста и особенности читающего субъекта определяют процесс чтения на русском языке. До сих пор в науке нет четкого представления о том, как принципиальные особенности русского языка, использующего кириллическую письменность, влияют на базовые механизмы движений глаз при чтении на русском. Данный проект призван решить обозначенную проблему. Для этого будет использоваться созданный нами стандартизированный инструмент – Русский корпус предложений. На материале корпуса с помощью метода регистрации движений глаз будут выявлены базовые характеристики движений глаз при чтении на русском языке в зависимости как от универсальных кросслингвистических (длина, частотность, предсказуемость, синтаксическая роль, количество значений, позиция в предложении и др.), так и от специфических для русского языка параметров (морфологический состав, место ударения, грамматическая информация и др.). В свою очередь, движения глаз отражают сложность когнитивной обработки (Rayner, 1998). Таким образом, мы установим связь между между лексико-грамматическими характеристиками слов и степенью сложности их когнитивной обработки. Тестирование группы здоровых взрослых нормально читающих испытуемых позволит определить нормативные значения этих характеристик. Участие отдельной группы пожилых людей позволит охарактеризовать механизмы чтения и их возможные изменения, вызванные процессами старения. Участие группы билингвов позволит понять, отличаются ли процессы чтения у монолингвальных носителей русского языка и у людей, хотя и использующих русский язык в качестве основного языка коммуникации, но имеющих при этом другой родной язык. Во второй части проекта будет проведен ряд экспериментальных исследований, призванный протестировать отдельные аспекты процесса чтения (в частности, механизмы планирования саккад в условиях искажения внешнего облика слова). В этих экспериментах корпусные предложения либо будут выступать в роли материала, либо использоваться в качестве контрольного условия.